Главная » Статьи » Наш почетный гость » Ольга Граблевская

Ольга Граблевская
Творец ответственен за свое сознание

Леонид Захаров
Леонид Захаров
Когда общаешься с незаурядной творческой личностью, всегда интересно узнать, откуда что взялось. Что, так сказать, от жёлудя, что от почвы, а что благодаря хорошему поливу?

Благодаря хорошему поливу из жёлудя вырос… м-м, скажем… каштан.

Нет, серьёзно. Ведь была же Школа, учителя? В творческом смысле.

В творческом смысле больше всего мне дали Морис Бежар и Фредди Меркьюри.

А художники?

Художники нравились в разное время разные. Сейчас я бы, пожалуй, выделила Микеланджело.

Это потому в Ваших картинах преобладают мужские образы?

Конечно, я могла бы процитировать Ваше, Леонид Николаевич, высказывание о курицах: «Ну, люблю я их!» и этим ограничиться. Но отвечу шире. Красота внешняя и внутренняя, благородство, мужество, мощь духовная и телесная, творческий порыв – для выражения всего этого в Античной и Ренессансной культурах служило мужское тело. Экспрессивные и прекрасные мужские образы вдохновляли Микеланджело и Эль-Греко.

Ольга Граблевская
Ольга Граблевская
Сейчас, в эпоху «культуры шоппинга», женские тела и лица стали рекламными штампами. Силиконовые куколки, заполонившие экраны телевизоров, страницы журналов, стены, окна, урны, призывающие надеть, снять, выпить, съесть, намазать, а главное – купить!!! – вполне обоснованно вызывают в обществе крен в сторону гомосексуализма. Ещё одно из смешных и уродливых проявлений «культуры упаковки» - бодибилдинг. Как-то забывается, для чего нам дано тело.

И для чего же?

Об этом нам напоминают танец и музыка, возникшие как сакральные действа, позволяющие на время вырваться из рамок обыденного биологического существования. Я хотела бы процитировать гениального танцора Вацлава Нижинского. Можно я возьму книжку?

Конечно.

Так вот, Нижинский сказал: «Я хотел выразить красоту, чистоту, любовь – прежде всего любовь в божественном смысле слова. Искусство, любовь, природа – только крошечная частица божьего духа. Я хотел снова понять это и передать своё чувство зрителям так, чтобы они поняли, что Он присутствует во всём…» Поэтому в моих работах так много места занимает танец. Прежде всего – свободный танец. Классический балет сейчас – это прекрасный антиквариат и, как ни избито это звучит, новое время требует новых форм. На сегодняшний день самым близким мне балетмейстером является Морис Бежар.

В Ваших работах танец иногда переходит в эротику, и наоборот.

Совершенно верно: эротика – всего лишь повод сказать о том же, о чём говорил Нижинский. Изображение любовного соития может быть повешено на стену храма, а какая-нибудь миленькая картинка с очаровательными невинными детишками вполне может вызвать мысли о самоубийстве или, допустим, рвотный рефлекс. Здесь нужно сказать об ответственности творца. Не за то, что он изображает (художник не должен превращаться в проповедника), а за то, как и в каком состоянии духа он это делает. Он ответственен за своё сознание, за свои мысли и чувства. Тут не избежать ставшего ругательным слова «энергетика». Она передаётся зрителю на бессознательном уровне. Не зря старинные китайские мастера входили в состояние «самадхи», просветления, и только после этого несколькими точными ударами кисти создавали гениальные рисунки.

Почему же сегодня так востребовано «больное» искусство?

Тут можно процитировать статью Ницше «Казус Вагнера»: «Инстинкт ослаблен; чего следовало бы бояться, то привлекает… Истощенного привлекает вредное».

Хм! Здоровое искусство… А Вы не припоминаете, что оба выше процитированных товарища – Нижинский и Ницше – кончили сумасшествием?

Подловить меня хотите? Во-первых, наивысшие творческие достижения этих личностей приходятся на время, ещё не омрачённое безумием, а во-вторых, хотя и говорится, что от гениальности до безумия один шаг, но это не значит, что от безумия до гениальности – ровно столько же.

У меня такое ощущение, что я разговариваю не с художником, а, по меньшей мере, с философом. Но всё-таки Вы – прежде всего художник. А с какими ещё музами Вы дружите?

Музы музыки и танца – мои постоянные спутницы. В детстве я мечтала стать балериной. Слава богу, слабое здоровье помешало. Но если бы ещё что-нибудь помешало мне стать художником, наверное, я стала бы писателем. Одно время я отдала этой музе некоторую дань. В журнале «Костёр» в 2005 году был напечатан отрывок из моей повести «Петушествие Марципана», а ещё раньше – сказка «Бегемот и Матильда».

Я знаю Вас как не слишком плодовитую, но очень интересную поэтессу. А ещё все, кто слушал выпущенный Неониллой Самухиной аудиодиск «Старые сказки на новый лад», в полном восторге от Вашего исполнения ролей лягушки, мышки, старушки и других персонажей. В Вас пропала актриса?

Леонид Николаевич, из только что Вами сказанного следует, что не совсем пропала. Я бы даже сказала, что во мне не совсем пропал режиссёр. (Я не имею в виду пару шуточных домашних спектаклей.) Художник – полновластный хозяин своих персонажей, в каком-то смысле каждая картина – это маленький спектакль.

А можно вопрос на засыпку? Какие из современных писателей Вам близки?

Сейчас я чаще всего открываю книги Туве Янссон. Наверное, потому, что в детстве наелась Прустом, Достоевским, Набоковым.

Зайдём с другой стороны. Вот вопрос от нашей общей знакомой Елены: «Бывает ли, что вы читаете книгу и хочется её проиллюстрировать? Вообще, делали ли вы когда-нибудь иллюстрации к литературному произведению не по заказу, а по собственной инициативе?»

М-м-м, когда-то делала, очень давно, к Прусту. Сейчас я знаю, какую книгу хотела бы проиллюстрировать, но, к сожалению, никто из моих знакомых писателей написать такую не может. Во всяком случае, пока не написал.

Боюсь, Игорь Юрьевич, у которого мы, между прочим, в гостях, будет ругать меня за непрофессионально взятое интервью – мы витаем исключительно в высоких сферах. Давайте спустимся на землю. Может быть, поговорим о материальной стороне творчества. Какой амброзией питаются небожители?

Овсянкой, сэр. В основном. Деньги на фураж зарабатываю в разных издательствах. В последнее время щедрее всех издательство «Балтийская книжная компания», («Тимошка»). Иногда продаю свои работы в частные коллекции. Есть постоянные покупатели. К сожалению, не выезжаю за границу. Опытные галерейщики говорили мне, что там мои работы имели бы коммерческий успех. А у нас ситуация пока не слишком благоприятная, особенно для продажи графики. Охотнее приобретается масло. Но я всё равно предпочитаю продавать работы, пусть и за невысокую цену, чем хранить их до лучших времён. Пусть работы живут и радуют современников.

А Вы городской или «природный» человек? Как Вы отдыхаете?

Я скорее гибридный вид. Понятия отдыха в общепринятом смысле слова для меня, наверное, не существует. Если я и уезжаю на дачу недельки на две, то работу беру с собой – я ведь, слава богу, художник, а не дежурный на станции метро, например. А природу люблю искренне и, надеюсь, взаимно.

Ольга Граблевская

В интервью со мной Игорь Юрьевич спросил меня о том, как я оцениваю время, в котором мы живём. Я хотел бы, чтобы и Вы ответили на этот вопрос.

Телевизор и радио – самые никчёмные предметы в моём хозяйстве. А вот газеты – вещь полезная, особенно для ремонта. Я думаю, каждый взрослый человек должен уметь сам «фильтровать» информацию, отсеивать лишнее от ненужного. Всегда, в любую эпоху во всём было виновато плохое правительство, пришлые иноверцы, дворники, соседи, погода… Хотя, как известно, власть не бывает плохой или хорошей. Она просто – ВЛАСТЬ. Поэтому ругать правительство глупо и бессмысленно.

Я счастлива, что живу в наше время. Время огромных возможностей для выбора. Всегда, во все эпохи были люди, выбиравшие благородство, честность, мужество, широту души и бескорыстный творческий поиск. Есть они и сейчас. И это главное!

Вопросы задавал Леонид Захаров

Работы Ольги Граблевской представлены в нашем Интернет-магазине

Контакты Ольги Граблевской:
тел.: 784-5427
e-mail: zaharow.leonid@yandex.ru

Категория: Ольга Граблевская | Добавил: lilu (05.02.2011)
Просмотров: 5860 | Комментарии: 15
Всего комментариев: 151 2 3 ... 12 13 »
avatar
0
1 Анна Томникова • 17:08, 10.02.2011
Хотелось бы в газетах читать такие интервью, тогда они годились бы не только для ремонта. Спасибо за беседу, еще раз убеждаешься какой Ольга глубокий и красивый человек. Желаю ей больше творческих работ за которыми мы с удовольствием будем следить.
1-1 2-2 3-3 ... 12-12 13-13
avatar