Главная » 2013 » Март » 25
Аннотация:

С утра — работа в музее этнографии, вечером — новости по Рен-ТВ, по выходным — митинги и секс с бывшим мужем, научным работником среднего звена. Лиза — типичный представитель питерской интеллигенции. Вика — обычная провинциалка. Отпуск в Петербурге для нее — это водка, вечеринки и авантюры. Казалось, между ними нет ничего общего. Однако, по воле случая они встретились — и сошлись: вода и пламень, синий чулок и тусовщица, интеллигенция и народ. Лиза и Вика — две стороны одной медали по имени Россия.

За Авдотьей Смирновой наблюдал давно, но только в передаче «Школа злословия», где она и Татьяна Толстая опускали приглашенных гостей. Впрочем, опускали не всегда и не всех — иным мирволили. Так было со знакомыми мне Сашей Житинским, с Димой Горчевым... Но вот, помню, что хорошего питерского писателя и председателя нашего писательского союза Валеру Попова они не только опустили, но и, образно говоря, «поимели». Потом он в постинтервью обещал подумать и «поработать над собой», мужик 70 лет... Однако...

По той «Школе злословия» можно было сделать вывод, что Авдотья девушка умная, весьма начитанная, с характером и железно ведет свою линию в беседе. Хотя и вполне деликатно. Да, слышал, что она к тому же кинорежиссер и сценарист, но как-то не приходилось увидеть хоть что-нибудь. А тут случайно по Первому каналу показали фильм «Кококо» ( 2012 года выпуска ), где она и режиссер, и один из сценаристов. Я после лыжной прогулки по заливу и сухого красного вина «каберне совиньон» был в кайфе ничегонеделания и решил посмотреть наше кино («наше», пардон, смотрю редко). И вот что я вам с опозданием на полгода скажу: Авдотья Смирнова — молодчина!

Там у нее все очень по делу, очень профессионально - и оператор, и художник, и музыка. И актеры неплохи. В роли главной героини Анна Михалкова. Анну довольно часто снимают, наверное, еще и из-за папы. Актриса она, на мой сугубо личный взгляд, небольшого диапазона, играет примерно одно и то же, одни и те же характеры, с затаенной горечью в глазах по поводу своей внешности, что и придает ее героиням некий дополнительный духовный объем. Тут она играет интеллигентку, работницу музея, у которой в квартире - мастерской умершего отца-художника волею случая оказывается боевитая и «харизматичная» провинциалка, приехавшая оттянуться в северной столице... Это и есть роль совершенно мне неизвестной досель актрисы Яны Трояновой, сыгранная блистательно, выше всяких похвал.

Если взглянуть на сюжет широко, шире аннотации, то это как бы вечные отношения тоненького слоя русской интеллигенции и народа. Впрочем, не вечные - они ведь началась примерно двести лет назад, после окончания войны 1812 года, а еще точнее — после восстания декабристов 1825 года. Пропасть между узким просвещенным слоем элиты и непросвещенным народом в России была огромна, да, пожалуй, она такова и сейчас. На западе эту пропасть заполнила буржуазия, у нас же припозднившаяся народиться буржуазия плюс профессура были уничтожены в 1917 году, далее из люмпенизированного народа стали выращивать новую интеллигенцию ( дети рабочих и крестьян). Вырастили-таки, а потом, в конце 90-х, снова кинули, то есть по сути уничтожили. Так вот, за всю свою сравнительно недолгую драматическую историю русская интеллигенция считала себя в ответе за свой народ — об этом Достоевский, Герцен, Толстой, Чехов, Блок наконец. Да, она считала себя в ответе и предпринимала всякие способы сближения с ним — от хождения в народ при царизме до массового ликбеза, ликвидации безграмотности, при советской власти. Однако с тех пор мало что изменилось, а если что и изменилось, то вспять. И все же принято за догму, что интеллигенция перед своим народом виновата. Виновата и за 1917 год, виновата якобы и сейчас — покойный Березовский ( в прошлом интеллигент, доктор технических наук) просил прощения у России за нынешнего президента...

Итак, дочь народа, его типичная представительница, становится приживалкой в квартире интеллигентки и постепенно начинает вытеснять свою гостеприимную хозяйку — присваивать ее пространство, сначала территориальное, а потом и личное: спит с ее бывшим мужем. И хозяйка, до того одержимая идеей добра и милосердия к ближнему, пытавшаяся достойно трудоустроить свою гостью, воплощавшую в себе якобы народную мудрость, силу и выживаемость в любых условиях, произносит наконец очевидные слова: «ты хабалка, ты дрянь, ты шлюха». И вот дальше — гениальный момент, гениально сыгранный Яной Трояновой ( все время кажется, что это не актерская игра, а героиня, взятая из гущи народного гумуса): гостья начинает аффектированно, по-жлобски так, по-тюремному, по-зэковски в горло, с надрывом рыдать, бить на жалость... Жалость в вечно кающейся, с комплексом вины интеллигенции, естественно, тут же просыпается, а затем следует и прощение. О, коварство самоуничижения, коварство самопопрания, магия лжепокаяния - перед этим никакой интеллигент не устоит! В довершение этого трагикомичного фарса гостья резюмирует сквозь всхлипывания: «Вы ведь в ответе за тех, кого приручили». Как по-новому, с каким сарказмом звучит эта фраза из модного в СССР «Маленького принца» де Сент-Экзюпери. Это, я вам скажу, полный пи...ц улет!

Таков месседж от Авдотьи Смирновой.

Спасибо, Дуня. Получили!
Категория: Блог писателя | Просмотров: 1275 | Добавил: jurich | Дата: 25.03.2013 | Комментарии (1)