Главная » Статьи » Отзывы и рецензии » Отзывы и рецензии

Ольга Подольская О романе МАССАЖИСТ
Из гостевой И. Куберского. Журнал Сетевая Словесность, 23.04.08

"И вот теперь вьюга за окнами о нем знала и заходилась от смеха, даже подвывала в изнеможении, и угодливые слуги, снежные хлопья, по ее мановению дробно прилеплялись к стеклу, дабы снова и снова взглянуть на меня, черпая из моего уродства порции смешного".
"Разве просветленность снимает боль с души? Разве многомудрие беспечально? Выхода нет. Это тупик. Жизнь — это тупик ".

Да, ваш массажист, конечно - чудовище, и от этого хочется держаться подальше. Неприятно осознавать, как легко, в сущности, людьми переступается некая грань, за которой перестают быть человеком, и при этом сами-то они, переступая, и не слишком в этом виноваты, просто так сложились обстоятельства их жизни. В основном по этой причине я бросила свою профессию. Когда перед тобой проходят вереницы людей, и видишь, что большинство сдерживает только социум, они все могут стать чудовищами, что, собственно, и происходит во время войны, становится просто невыносимо. Если бы я осталась, и взялась укреплять, скажем так, людям эти грани, для меня это было бы весьма "героически". Тем более, что это и невозможно, в психологии существует свой моральный кодекс, и первое - не превышение запроса. А я превышала: бить меня, конечно, не били, но "сдерживал их только социум". Так что читать мне вашего "массажиста" было тяжело. Тяжело, не в том смысле, когда говорят - легко читается, а в смысле - внутренне больно. У вас очень особенный "язык", манера письма, не знаю, как это говориться, - хочется читать и читать. Давно хочу вам это сказать, но пока все эпитеты, которые приходят в голову неточны, я попробую.

Все очень точно у вас, от изнасилованной матери до утопленной любви, зло быстро распространяется по цепной реакции, в отличие от добра - это только в мультике "Просто так" так легко по цепочке передается добро.

Сцены соитий это, конечно, класс, так мастерски все это написано, что, признаться, возбуждало сильно, даже мешало соображать, и от этого гораздо лучше понимаются причины "падения" этого человека, "грозовые тучи", так сказать, в действии. И еще по поводу мастерства соитий, знаете, если читатель и не поймет вашей философии, так, может, хоть трахаться научится лучше. Шутка.

Прочитала рецензию Тамары Поповой. На мой взгляд, это - просто пересказ романа с переводом для тех, кто что-то не понял, или это я чего-то не понимаю. "Путь к совершенству, чувство вины..." можно, конечно, и так сказать. Но мне-то показалось, что он поначалу стремится вернуться к "норме" с поломанного сперва матерью, потом Володькой пути, а массаж - скорее символ "нормы", а не совершенства, разве нет? В той статье смещены акценты - Эрос, Тонатос, все это, конечно, красиво звучит, и все это присутствует в "массажисте", но все же - вторично.

Забавно, я тоже хотела сослаться на Канта, но совсем в другом смысле, я о своем "родном" категорическом императиве, когда человек в себе его формирует, то для него есть такие поступки, которые он никогда не совершит, даже если его никто не видит, и никто никогда не накажет, барьер, как вы как-то сказали - "кирпичная стена". Слабость этого массажиста в полном отсутствии императива, что для него, кончается, по существу, рабством у шефа. Ему до "нормы" бы дотопать, какое там совершенство?

Вы своим "массажистом" глубоко задели меня, я пытаюсь вам это выразить.

Из вашего письма: «Такими героями я как бы пытаюсь измерить объем внутреннего человеческого я. То есть заставляю читателя познавать самого себя с помощью вот такого "инструмента". Точки притяжения и отталкивания по мере чтения и создают внутренний каркас личности читателя».
Сильно сказано! Когда читаешь произведения в жанре, скажем так, психологической драмы, все-таки как бы общаешься с автором, разве нет? А персонажи, действительно - "инструмент" этого общения. Ну, например, "Человек создал бога по образу и подобию своему" - или вы так не считаете? (Кстати - это мое любимое высказывание, когда наткнулась, прям - бальзам.) А это - "если хочешь жить,... в объединении, то для этого ты должен чем-то пожертвовать, какой-то частью себя самого, своими собственными выступами, зубчиками и крючочками."? И это - "Да, в жизни всегда так — реально ее видишь и воспринимаешь только на переломе, в момент кризиса," ? Или это - ", я хотел стать хотя бы маленьким факелом, фонариком, лазерным лучиком, пронзающим нашу человеческую тьму. " - или не вы этого хотели?" Скажем - "Метель" ведь можно написать и совсем по-другому, подергать читателя совсем за другие струнки, польстить его самовлюбленности. Разве нет? Это как раз то, что я и имею ввиду под присутствием автора. И на мой взгляд, без этого массажист действительно бы был просто эротическим детективом, и, вполне возможно, имел бы коммерческий успех.
Простите, но для читательского спроса, массажиста, я думаю, надо было бы тащить не к норме, а к победе, и не над собой, а над всеми - над шефом, над жизнью, над матерью, над интерполом, предварительно повыбрасовав все тонкости душевной организации вместе с Кантом и Стендалем, оставить хатха йогу, или что там у него, побольше юмора и цинизма - оно вам надо?

На какую полку это поставить? - к русской классике, конечно. Традиции тонкого психологизма, атмосферности, щемящего лиризма. Вообще-то, недолюбливаю этот искусствоведческий язык, но ведь - правда, да и смысл - наворачивать какие-то собственные конструкции, если существует принятый кодовый язык.

А почему вас так раздражает, когда хвалят "секссцены", как вы их называете? Если не говорить о вопиющих случаях - тетя Люба, Маша, мать, то в этих сценах вовсе нет, как бы это сказать "слюнявой похоти", пошлости что ли, и они - явно на пользу повествованию, "по делу", скорее украшают образ "массажиста", чем портят его.

Помнится, вы говорили, что у вас был другой вариант финала, вы хотели его "убить" в конце. Мне кажется, этот финал - сильнее - он остается жить, но на самом деле он - "мертв", он давно сам убил себя вместе с Машей и ее братом. Отплатить смертью за, практически возвращенную руками жены жизнь - после этого скорей всего не "воскресают", хотя всякое бывает... Таласса - это, конечно, какой-то проблеск, но не в том месте, грубо говоря.

Вы говорите, что не считаете "Массажиста" самой сильной своей вещью, не знаю, но сравнения здесь не очень корректны, это как сравнивать рояль со скрипкой - кто "сильнее"? Каждый по-своему. "Американочки" - чудесны, но они совсем другие, как и все остальное у вас...
Категория: Отзывы и рецензии | Добавил: jurich (11.09.2011)
Просмотров: 1683
Всего комментариев: 0
avatar