Главная » 2012 » Март » 14 » 152. Сочинение на заданную тему
00:31
152. Сочинение на заданную тему
Дочке, десятикласснице, давно не помогаю, хотя ей всего лишь 15 лет. А тут как-то пришлось. Задали им написать сочинение на тему. Тема была из рассказа одного современного писателя (потом я проверил - да, есть такой в Союзе писателей России. Между этим союзом и союзом, в котором состою я, - известный идеологический антагонизм. Там как бы патриоты, а тут как бы либералы. Намеренно говорю: "как бы", потому что все это смешно).
Сюжет такой: приезжает деревенский папашка в город к сыну, а тот его не встречает. Вот папашка, поскольку он глухо деревенский, начинает попадать впросак в незнакомой ему городской обстановке. Хочет помочь даме с чемоданами - та принимает его за воришку. Не знает, как в троллейбусе купить билет, и кто-то из молодых его разыгрывает… Короче, общее место: деревня - как святая простота, и город - как исчадие зла… Такими рассказами грешил еще Шукшин.
Что-то такое и требовалось провести в сочинении красной нитью, используя для этого авторские детали-подсказки.
Поскольку все это изначально отдавало приторным фальшаком, дочь моя, воспитанная на Пушкине, Лермонтове и Тургеневе, маялась, не зная, с какого конца приступить - приходила, советовалась.
Наконец я сжалился и сказал: "Давай я тебе сам напишу".
И написал.
Про город и про деревню - то есть как они отображены в русской литературе, начиная с Карамзина. Про идеализацию деревни и про ее развенчание, скажем, у Бунина и Горького, про почвенников-славянофилов и западников, и еще по советский период, когда так называемые деревенщики вернулись к идеализации деревни, противопоставляя городу ее "исконно нравственное" начало. Про Федора Абрамова и Василия Белова и про то, что проблема совсем в другом - в колоссальном разрыве между уровнем жизни в городе и деревне, какового разрыва нет на Западе или в той же пресловутой Америке… А еще про вырождение русской деревни, начавшееся с раскулачивания и устроения колхозных хозяйств. И так далее…
- Здорово! - сказала дочь. - Я бы так не смогла.
Переписала и наутро отнесла в школу. А через два дня слышу от нее:
- Папа, никогда мне больше не помогай.
- Почему?
- Потому что я за твое сочинение получила "два". Там нужно было совсем другое написать. Не свое мнение, а именно по пунктам: на основании каких фраз видно, что деревенский герой добр, а городские люди - злые.
Категория: Блог писателя | Просмотров: 1737 | Добавил: jurich
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 lilu • 01:32, 14.03.2012
Школьная литература и "свое мнение". На эту тему у меня два ярких эпизода детства. Первый. Задание: написать сочинение на тему "За что я люблю памятник Опекушина Пушкину в Москве". В качестве иллюстрации к объекту любви предлагалась черно-белая, плохо пропечатанная фотка, которую мозг, при всей моей креативности, любить напрочь отказывался. И коме того, даже при моем покладистом характере и способности повернуть любую ситуацию к пользе (ну, пусть это будет игра такая, извращенная, на сообразительность), - все внутри вскипело - почему я это, не виденное никогда ранее, должна любить и об этом писать?
Эпизод второй. Сочинения мои всегда были развернуто-многостраничны и содержательны, и хорошо оценены, поскольку в них, во всей полноте, был представлен необходимый учебный материал, цитаты и размышления критиков, и т.д., и т.п. И, ясно дело, все - в соотвествии с "общими идеологическими требованиями". И вот однажды приходит на урок старшая сестра Кати и приносит сочинение, написанное своими словами и полностью из своих мыслей. Пусть недлинное, но свое. Меня тогда потрясло, что кто-то в классе может (умеет и позволяет себе) писать свое. А потом потрясла оценка за сочинение, с напутствием "больше своего не писать".
С таких моментов сознание раздваивается. Не как игра, а где-то в более глубоких слоях...
avatar
0
2 jurich • 10:31, 14.03.2012
Старшей сестре Кати я помогал лишь однажды - когда она писала диплом на филфаке ЛГУ. Тогда у нас получилось более чем. Сплошные дифирамбы...
avatar