13:47 158. Панк-молебен, или народ не дремлет |
Я велел себе больше не откликаться на злободневное, в том числе на чудо с дорогими ($30 000) часами на левом запястье Патриарха и пылью на 20 млн. рублей "с наночастицами" в одной из его квартир. Но я не могу заставить себя не читать чужие отклики. А их много и они разнообразны. Одни меня радуют, другие огорчают. Общество размышляет и оценивает - это здорово! Общество, во всяком случае его мыслящая часть, поляризуется в оценках происходящего, и это, конечно, не очень здорово… Это гражданская война в умах одной отдельно взятой страны, которую я не перестаю считать своей родиной. Тенденция сближения РПЦ с нынешней властью мне не нравится, во-первых, потому, что мы покамест еще остаемся светским государством, а во-вторых, потому… Вот уже задаются вопросы - может ли быть президентом России атеист и имеют ли право атеисты занимать государственные посты? Это какой-то инновационный бред. В советские времена все было с точностью до наоборот - коммуниста (а коммунистами были все чиновники), заглянувшего в церковь, тем более помолившегося, могли исключить из партии… Но я конкретно о Pussi Riot. Я, как и вполне толковый чиновник от культуры господин Швыдкой, считаю что "девчонок надо отпустить. Они свое уже получили". А вот мнение, которое я нашел в одном из ЖЖ. Автор этого мнения владеет, как мне показалось, даром анализа. Интересны и его выводы. Ваше право соглашаться с ними или нет. "Явная цель акции PR - проблематизировать отношения государственной власти и православной церкви, и нигде кроме как в ХХС это не могло бы быть сделано столь эффективно. И в этом политическое значение акции PR, которое как раз "церковные спикеры" и стараются замолчать, ибо оно разрушительно для всей идеологии РПЦ МП. Что сказали PR? Что в России нет сколь-либо заметной и влиятельной группы людей, которые могли бы молиться: "Богородица Путина прогони!" Т.е. нет протестно-ангажированного христианского движения. Ну, РПЦ действительно превратилась в один из институтов путинизма, отсюда её растущий консерватизм. И недавние критические оценки ирерахов по поводу разных явлений мирового искусства (в Новосибирске митрополит осудил выставку эротических гравюр Пикассо, Чаплин высказался по поводу Моцарта и т.д.) - это логические необходимая часть общей работы на снижение вкуса и упрощение (редукцию) культурного разнообразия, логическое следствие апелляций Путина к простому народу vs. "рассерженных горожан" этой предвыборной зимой. Итак, РПЦ МП - это центр культурной политики путинизма. Её функция - легитимация культурной политики путинизма. Но (нерешаемая?) проблема в том, что для эффективно исполнения этой функции, РПЦ МП должна была приватизировать сакральное. Т.е. любое легитимное обращение к Богу или тем более действие во имя Бога должно было и тем более - должно будет совершаться с санкции иерархов РПЦ МП. (Отсюда, с одной стороны, ожесточённая борьба с "сектами", с другой - классовый мир с мусульманами). В результате, превращая вероисповедание в корпоративный бизнес, РПЦ делает религиозность чисто формальным ритуалом, при котором для "добропорядочных" подданных оказывается важно казаться верующим , но опасно "быть" верующим. С другой стороны, РПЦ тем самым теряет какую либо моральную автономию по отношению к государству, и оказывается вынужденной "задним числом" благословлять/легитимировать общественные отношения, этим путинизмом поддерживаемые и оформляемые. Т.е. некий условный митрополит не может выступить против каких-либо инициатив губернатора, даже если знает, что губернатор -бандит (в прямом смысле слова) и уж точно не тот человек, которого надо благословлять - он вынужден награждать его церковными наградами и публично славословить. Но сам духовный авторитет церкви порождается этим зазором между властью земной и властью духовной; как только они объединятся на основе корпоративной солидарности, какие-либо морально-нравственные суждения иерархов становятся сверхдетерминированны. Именно исключительно удачно сформулированный призыв "Богородица Путина прогони" - это отсылка к некой высшей справедливости, инстанцией которой РПЦ МП уже не является. И антиPR истерия - это именно истерия, т.е. истерическое проговаривание одних и тех же утверждений, которые превратились в означающие без означаемых. Их действительное и непристойное означаемое - это принципиальное согласие с миропорядком бутылки в заднице, т.е. с путинизмом. Проговорить это согласие РПЦ МП не может (хотя Чаплин ищет способы его артикулировать - отсюда недавние рассуждения о том, что Христос не с бедными, в общем-то, общался, кто следит за темой -тот помнит...) -оно непристойно. Итак, в начале 2012 года "дело Pussy Riot" неожиданно фокусирует проблему ценностных оснований культурной политики путинизма, воплощаемых РПЦ МП, при этом хронологическое совпадение (Жижек бы сказал - констелляция) этого дела со скандалом вокруг Патриарха Кирилла (который вдруг выявил себя уголовником) - это какая-то не понятная нам пока, в начале апреля, хитрость Мирового Духа. Может быть, Мировой Дух просто не хочет, чтобы мы заболтали то, что сказано "пусками", и подбрасывает дровишек в огонь, чтобы этот протестный костерок наконец разгорелся (да, это отсылка к Лк.12:49). Полностью здесь: http://mnemtsev.livejournal.com/361143.html |
Категория: Блог писателя | Просмотров: 1473 | Добавил: jurich |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |