Во время чемпионата Европы по футболу-2008 я был в Испании. Как мы выиграли у голландцев со счетом 3:1, я видел только в повторе, зато видел, как мы проиграли испанцам со счетом 0:3. Впечатление было такое, что на поле команды из разных систем отсчета времени. Ну, например, почему так трудно поймать рукой муху — потому что она видит «быстрее», чем мы. Мы же можем самоутверждаться в скорости по сравнению, скажем, с черепахой.. Так вот впечатление от того матча было такое, что по полю (над полем) носились мухи-испанцы и ползали черепахи, то есть наши. И финал помню — победа испанцев со счетом 1:0 над немцами. И то, как помчались по улицам Мадрида авто с криками ликующих болельщиков. Вернувшись в Россию, я с удивлением обнаружил наше ликование по поводу чемпионата. Третье место! Бронза!
Болельщиком я могу назвать себя с большой натяжкой, ну, разве что — за «Зенит». А так российский чемпионат не смотрю — лишь встречи грандов Европы и мира... Последний раз я был на футболе, то есть на стадионе им. Кирова, который сейчас строится заново, аж летом 1980 года во время московских олимпийских игр. Не помню, кто с кем играл. Помню только идеальную чистоту вокруг и повсюду подвешенные к металлическим кольцам пластиковые пакеты для мусора — новинку для тех лет. На сей раз я смотрю почти все матчи на Евро-2012. Может быть, из-за младшей дочери, которая вдруг пристрастилась к футболу. Ее кумиры - испанцы и лично Фернандо Торрес, о чем она поведала вконтакте. Я с ней согласен - мне тоже нравится испанская команда, большая часть которой составлена из игроков несравненной «Барселоны».
В детстве я, как и все, играл в футбол, то есть, не считая двора, в пионерском лагере — за сборную. Я был правым полузащитником. Помню две игры — одну мы выиграли, другую проиграли. Выиграли у местной сборной поселка Елизаветино, проиграли сборной пионерлагеря пивоваренного завода им. Степана Разина. Среди зрителей «Степана Разина» во время матча я вдруг увидел свою одноклассницу, в которую был тогда тайно влюблен. Звали ее Неля Миронова. Мне очень хотелось отличиться. Но мы проиграли. Из-за меня. Со счетом 0:1. Этот гол до сих пор на моей совести. Дело в том, что капитанами команд были наши так называемые музруки - молодые люди лет двадцати-двадцати пяти. Тогда на танцплощадке танцевали в основном под аккордеон. Хотя иногда крутили через радиоузел и пластинки. Аккордеонист от «Степана Разина» атаковал как раз на моем фланге, и мне до поры удавалось выбивать мяч из-под его ног. Но вот в очередной раз, когда я возник пред ним, он прошипел: «Будешь мешаться, ноги переломаю!» Увы, я сдрейфил, дал себя обвести, и в результате мы получили гол в свои ворота. Было мне тогда лет 13, а вот помню...
Почему сборная России дала себя обвести с таким же счетом в матче против Греции, я не знаю. Ведь мы определенно были сильнее. А то, что началось дальше, уже не укладывалось в голове. Любимец, кумир миллионов Андрей Аршавин, со своим «это ваши проблемы», в одночасье и навсегда перестал быть любимцем и кумиром миллионов. А ведь его под кличкой «Арша» знал даже юный араб, убиравший на нашем этаже в гостинице Sea Gull в Хургаде. Наверное, уже не обязательно быть кумиром миллионов, если твой годовой контракт измеряется несколькими миллионами долларов. А что у них, таких игроков, есть за душой, кроме этих миллионов? Думаю, немногое. Они необразованны, плохо воспитаны... Зачем? Это лишнее, когда есть главное — немереные бабосы. Не знаю, каков интеллектуальный уровень игроков других национальных сборных, в той же Европе. Не думаю, что он шибко иной. Но наверняка есть и что-то иное. Тот же патриотизм, который, похоже, в нашем случае отсутствовал начисто. И еще вот о чем. Сегодняшний мир, точнее социум, живет и дышит чуть ли не на одной волне, одними и теми же интересами. Глобализация (унификация) сознания... Вот и футбол туда же... Как будто нет в мире ничего важнее... Когда несколько лет назад наше телевидение проводило конкурс на звание «Герой России» (победил, как многие помнят, никому толком не известный Александр Невский), я, рассказывая об этом своим испанским родственникам, посетовал, что это не Пушкин, гораздо более известный и любимый... На что получил ответ: если бы такой конкурс проводился в Испании, то героем стал бы не Сервантес, не Веласкес, не Лопе де Вега, не Лорка, а наверняка какой-нибудь нынешний футболист.
|