Из книги мемуаров Ю. В. Куберского "О людях и войнах" Галина Таланова - фронтовая подруга К. К. Рокоссовского После боя за Казачий курган перед самым Новым годом я непосредственно участвовал еще в одном, тоже не менее успешном, бою. Забежав в только что оставленную немцами землянку, я увидел там довольно красивую ёлочку, сделанную из бумаги и увешанную ёлочными украшениями. Эту ёлочку, поскольку она из немецких рук попала в русские руки, я и сержант Ворона решили модернизировать. Вместо креста на верхушке мы прикрепили красную пятиугольную звёздочку, изготовленную из фанеры. Многочисленных ангелов с белоснежными крыльями мы превратили в парашютистов, оборвав им крылья и снабдив их парашютами, сделанными из самой белой бумаги, какая у нас нашлась. Прочие игрушки, гирлянды и цепи остались на ёлке без переделки. Но посидеть в новогодний вечер у этой ёлки мне не пришлось. В самый канун Нового года во второй половине дня комбриг меня вызвал в Паньшино, куда переехал штаб бригады, и приказал с каким-то сверхсрочным поручением немедленно выехать в штаб Донского фронта. Перспектива встречать Новый 1943 год в дороге меня, понятно, и не радовала, но приказ есть приказ. Когда в лунную новогоднюю ночь моя трофейная легковая машина "опель-капитан" покрыла большую часть дороги до штаба фронта, я вдруг увидел стоящую у обочины роскошную легковую машину. На дороге возле машины маячили фигуры солдата и женщины. Женщина, одетая в гражданское пальто с меховым воротником, выразительными жестами просила нас остановиться. Я попросил водителя остановить машину и вылез из неё, чтобы узнать, в чём дело. Женщина, у которой из-под мехового воротника пальто был виден воротник кителя с медицинскими петлицами и двумя шпалами, бросила на меня умоляющий взор: - Будьте добры, довезите меня до штаба фронта. С машиной случилась неприятность. Она нуждается в ремонте. Я еду к мужу встречать Новый Год. Машина и водитель останутся здесь. За ней муж пришлёт грузовик... Я, естественно, предложил ей место в моей машине, а остающемуся в степи шофёру налил немного водки из фляжки, на случай, если ему придётся встречать Новый год одному. По дороге я разговорился с незнакомкой, нежданно-нагадано оказавшейся моей попутчицей. Она оказалась хорошо воспитанной, весёлой и остроумной женщиной, способной вести непринуждённый разговор на любую тему. Когда до села, где дислоцировался штаб фронта, осталось езды не более 10-15 минут, я предложил на ходу проводить старый 1942 год. Моя незнакомка - майор медицинской службы - охотно согласилась. Я налил в крышку немецкой трофейной фляжки и в кружку, данную мне водителем, водки и мы с удовольствием выпили за уходящий оказавшийся удачным для нас 1942 год и, не помню уже, чем, закусили. Подъезжая к селу, я спросил незнакомку, кто её муж и как его найти, чтобы довести её прямо до его местонахождения. – Мой муж Рокоссовский Константин Константинович, и нам не придётся долго его искать. Действительно, долго нам искать не пришлось, так как у въезда на улицу, где жил командующий фронтом, стоял усиленный пост. До того, как мы добрались до этой улицы, майор стала уговаривать меня встретить Новый год вместе с ней и с К.К. Рокоссовским. «Костя будет в восторге от вас и будет благодарен, что я познакомила его с вами. Вы не представляете, какой чудесный человек Костя», - щебетала медицинский майор. Я ей категорически отказал: - Голубушка, я следую дальше в штаб фронта и еще не выполнил приказ. Я не хочу и не могу выглядеть в глазах командующего фронтом нахалом, подхалимом и ловкачом, так что знакомиться с ним ни в коем случае не буду. У поста я помог ей выйти из машины, и она попросила меня подождать несколько минут, пока она не вернется вместе с Рокоссовским, чтобы убедить меня остаться. Когда пост беспрекословно её пропустил и она нырнула в один из ближайших домов, я сел в машину и мы погнали в штаб инжвойск фронта. Новый 1943 год я встретил с Яном Андреевичем Берзиным, и мы вспоминали, как не раз встречались по этому поводу в Киеве в годы своей уже далёкой молодости. В дальнейшем, когда я разминировал город Гомель и лично проверял, не заминирован ли дом, предназначенный для командующего Белорусским фронтом товарища Рокоссовского, мне указали на его жену. Это была отнюдь не майор медицинской службы, а стареющая женщина, как говорят, симпатичная, но полностью лишённая молодости и привлекательности, которыми обладала та моя попутчица. Ее я и по сей день вспоминаю с доброй улыбкой.
Рокоссовский с женой Юлией Петровной и дочерью Ариадной. 1943 г.
О Г. Талановой см. здесь:
http://www.dddkursk.ru/number/623/new/003738/
|
Я велел себе больше не откликаться на злободневное, в том числе на чудо с дорогими ($30 000) часами на левом запястье Патриарха и пылью на 20 млн. рублей "с наночастицами" в одной из его квартир. Но я не могу заставить себя не читать чужие отклики. А их много и они разнообразны. Одни меня радуют, другие огорчают. Общество размышляет и оценивает - это здорово! Общество, во всяком случае его мыслящая часть, поляризуется в оценках происходящего, и это, конечно, не очень здорово… Это гражданская война в умах одной отдельно взятой страны, которую я не перестаю считать своей родиной. Тенденция сближения РПЦ с нынешней властью мне не нравится, во-первых, потому, что мы покамест еще остаемся светским государством, а во-вторых, потому… Вот уже задаются вопросы - может ли быть президентом России атеист и имеют ли право атеисты занимать государственные посты? Это какой-то инновационный бред. В советские времена все было с точностью до наоборот - коммуниста (а коммунистами были все чиновники), заглянувшего в церковь, тем более помолившегося, могли исключить из партии… Но я конкретно о Pussi Riot. Я, как и вполне толковый чиновник от культуры господин Швыдкой, считаю что "девчонок надо отпустить. Они свое уже получили". А вот мнение, которое я нашел в одном из ЖЖ. Автор этого мнения владеет, как мне показалось, даром анализа. Интересны и его выводы. Ваше право соглашаться с ними или нет.
"Явная цель акции PR - проблематизировать отношения государственной власти и православной церкви, и нигде кроме как в ХХС это не могло бы быть сделано столь эффективно. И в этом политическое значение акции PR, которое как раз "церковные спикеры" и стараются замолчать, ибо оно разрушительно для всей идеологии РПЦ МП.
Что сказали PR? Что в России нет сколь-либо заметной и влиятельной группы людей, которые могли бы молиться: "Богородица Путина прогони!" Т.е. нет протестно-ангажированного христианского движения. Ну, РПЦ действительно превратилась в один из институтов путинизма, отсюда её растущий консерватизм. И недавние критические оценки ирерахов по поводу разных явлений мирового искусства (в Новосибирске митрополит осудил выставку эротических гравюр Пикассо, Чаплин высказался по поводу Моцарта и т.д.) - это логические необходимая часть общей работы на снижение вкуса и упрощение (редукцию) культурного разнообразия, логическое следствие апелляций Путина к простому народу vs. "рассерженных горожан" этой предвыборной зимой. Итак, РПЦ МП - это центр культурной политики путинизма. Её функция - легитимация культурной политики путинизма. Но (нерешаемая?) проблема в том, что для эффективно исполнения этой функции, РПЦ МП должна была приватизировать сакральное. Т.е. любое легитимное обращение к Богу или тем более действие во имя Бога должно было и тем более - должно будет совершаться с санкции иерархов РПЦ МП. (Отсюда, с одной стороны, ожесточённая борьба с "сектами", с другой - классовый мир с мусульманами). В результате, превращая вероисповедание в корпоративный бизнес, РПЦ делает религиозность чисто формальным ритуалом, при котором для "добропорядочных" подданных оказывается важно казаться верующим , но опасно "быть" верующим. С другой стороны, РПЦ тем самым теряет какую либо моральную автономию по отношению к государству, и оказывается вынужденной "задним числом" благословлять/легитимировать общественные отношения, этим путинизмом поддерживаемые и оформляемые. Т.е. некий условный митрополит не может выступить против каких-либо инициатив губернатора, даже если знает, что губернатор -бандит (в прямом смысле слова) и уж точно не тот человек, которого надо благословлять - он вынужден награждать его церковными наградами и публично славословить. Но сам духовный авторитет церкви порождается этим зазором между властью земной и властью духовной; как только они объединятся на основе корпоративной солидарности, какие-либо морально-нравственные суждения иерархов становятся сверхдетерминированны. Именно исключительно удачно сформулированный призыв "Богородица Путина прогони" - это отсылка к некой высшей справедливости, инстанцией которой РПЦ МП уже не является. И антиPR истерия - это именно истерия, т.е. истерическое проговаривание одних и тех же утверждений, которые превратились в означающие без означаемых. Их действительное и непристойное означаемое - это принципиальное согласие с миропорядком бутылки в заднице, т.е. с путинизмом. Проговорить это согласие РПЦ МП не может (хотя Чаплин ищет способы его артикулировать - отсюда недавние рассуждения о том, что Христос не с бедными, в общем-то, общался, кто следит за темой -тот помнит...) -оно непристойно. Итак, в начале 2012 года "дело Pussy Riot" неожиданно фокусирует проблему ценностных оснований культурной политики путинизма, воплощаемых РПЦ МП, при этом хронологическое совпадение (Жижек бы сказал - констелляция) этого дела со скандалом вокруг Патриарха Кирилла (который вдруг выявил себя уголовником) - это какая-то не понятная нам пока, в начале апреля, хитрость Мирового Духа. Может быть, Мировой Дух просто не хочет, чтобы мы заболтали то, что сказано "пусками", и подбрасывает дровишек в огонь, чтобы этот протестный костерок наконец разгорелся (да, это отсылка к Лк.12:49). Полностью здесь: http://mnemtsev.livejournal.com/361143.html
| |