К середине «Солнечного удара» было уже стойкое впечатление катастрофы, провала, однако затем это впечатление замылилось вместе с канувшим неизвестно куда одноименным сюжетом, и все закончилось другим кино, про другое, где не обошлось без душещипательных параллелей с... представьте себе, «Титаником»… Впрочем, были и бодрые параллели с тем же оскароносным фильмом - они проскакивали в начале: палуба, зарождение чувства… Но как это показать? Режиссер показал нам, и не раз, возвратно-поступательное движение корабельных поршней и шатунов… В эротической сцене без них тоже не обошлось. Осетрина второй свежести и то, пожалуй, свежее. Сама эротика – тут рецензенты правы – возможно, худшая в истории мирового кинематографа. Похоже, актер и режиссер в одном лице сам показал молодой, еще не вполне опытной актрисе, как изобразить оргазм… Она попыталась. Получилось не очень… Еще хуже это снято: землистого цвета тела, покрытые огромными каплями пота, и снова шатуны… Вообще заметно, что актер и режиссер в одном лице много и часто показывал, как вести себя в кадре. Знакомые ужимки и прыжки, тусовочная движуха фальшивой непосредственности. Взбодренные режиссером актеры переигрывают, экзальтируют на пустом месте, подчас выглядят глупее своей органики в предложенных обстоятельствах. То драма, то водевиль, то комедия положений – чего стоит одна беготня за улетающим газовым платочком, который возвращает… чайка. Зачем это? – чтобы зритель не заскучал? В таких местах даже музыка другого мэтра, Артемьева, звучит как-то растерянно, не в тему, и если бы не сквозная ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, то можно было бы задаться вопросом: а была ли музыка?
Разумеется, никакой это не «Солнечный удар», не «Окаянные дни», не Бунин и даже не по мотивам. Это нечто отдельное, позднемихалковское, надерганное из разных мест, в том числе и из своих, донельзя эклектичное, с потерей представления о том, что такое темпо-ритм, монтаж, психологическая мотивация, логика и реальность.
Впрочем, если бы человека, считающегося мэтром и классиком, можно было бы приковать к монтажному столу (или где это нынче делается?) и заставить убрать лишнее, пустопорожнее и затянутое, то получилось бы вполне приемлемое рядовое кино на полтора часа.
Идейно-философский аспект фильма обсуждать не имеет смысла – кому интересно, тот и так знает текущие взгляды Н. М. Увы, очередной кикс от культового кинорежиссера советской поры. Жаль, была надежда.
(я на Эхе Москвы, 5 ноября)
|