Трудно быть толерантным. Локас*, например, ненавидит, когда к нему прикасаются. Мысленно, как человек Запада, он огораживает себя невидимым кругом диаметром в метр ( больше все равно не дадут). Но этот метр хотелось бы сохранять и таскать с собой везде – на улице, в общественном транспорте, в очереди к платежному терминалу, в универсаме и супермаркете. По той же причине в электропоезде подземки он редко садится, а если сидит и рядом с ним пусто, нервничает - не займет ли это место толстуха или толстяк. Тогда неизбежно бедра к бедрам, а чужие локти – поверх его, локасовых. Этого он категорически не выносит - иногда настолько, что даже встает, чтобы остаток пути отстоять на своих двоих. Еще он надевает солнцезащитные очки – не от солнца, а чтобы не видели его взгляд. Не подумайте, что Локас мизантроп и ксенофоб – просто таким образом он оберегает хотя бы минимум своего внешнего пространства, при свободе и независимости внутреннего. Хотя, как известно, быть полностью свободным и независимым – невозможно. …Иногда сидящий рядом сосед засыпает и наваливается на Локаса. Это уже вовсе за гранью. Однажды поздно вечером рядом с Локасом сидел такой же усталый и пожилой, как сам он, мужик и все норовил уложить свою старую седую голову Локасу на плечо. Пахло от него авторемонтной мастерской. Когда он в очередной раз засопел, привалившись сбоку, Локас резко вздернул плечо, так что мужик мгновенно проснулся и с испугом и вопросом уставился на Локаса. - Что? Может еще поцелуемся? – рявкнул Локас. - Простите, - сказал мужик. – После работы, устал… Напрасно вы так… Я нормальный, жена дети. Устал только. В две смены работаю. Вот мои документы… И он действительно полез в нагрудный карман куртки… Локасу стало стыдно. Пишу о том давнем случае с Локасом лишь потому, что недавно весь мировой Интернет облетела фотография - в нью-йоркской подземке на плече у белого человека спит негр. Когда автор фотки предложил разбудить негра, белый человек сказал: « Не надо. Пусть спит. Видно, устал после работы». __________________ * Локас – наш собирательный портрет. – И.К.
|