Опять я успеваю лишь к шапочному разбору. Все уже случилось и закончилось. Сегодня, найдя ЖЖ писателя-актера-драматурга Евгения Гришковца, чтобы запостить туда свое мнение, прочел: "17 фев 2011 ... Я ухожу из ЖЖ навсегда. Закрываю этот блог и вообще ухожу из..." О причине я догадываюсь - ему не простили наезд на Елену Ваенгу. Если бы я жил блогосферой, я уже месяц варился бы в этом котле мнений. Но... Короче, только вчера я прочел в ЖЖ сторонницы Гришковца его пост и написал ему ответ. Однако поместить теперь могу разве что у себя. Даже в ЖЖ у той его сторонницы поставлен запрет на комментарии - видно, и ее достали... Итак, мнение Гришковца, а следом - мое мнение. *** Вчера вечером, оторвавшись от работы над текстом, глянул в телевизор и оторопел: на первом канале шёл концерт какой-то певицы, которая исполняла какие-то совершенно кабацкие песни и читала отвратительные стишки собственного сочинения. Стишки, исполнение и исполнительница были одинаково вульгарны. При этом, концерт был на Первом канале, в очень дорогих декорациях и в праздничный день. Да к тому же и праздник был весьма значительный. Песни же были не рождественского, а самого что ни на есть кабацкого розлива. В зале было полно солидного народа и в основном мужики фенотипа представителей партии Единая Россия. Я заворожённо смотрел на эту вакханалию, поинтересовался, кто же это, и узнал, что это некая Елена Ваенга. Я не в первый раз слышу это имя и фамилию. Видел афиши и мне говорили, что это новое крайне популярное явление из мира рафинированного шансона. Поинтересовался в интернете, прочитал что это "жемчужина Санкт-Петербургской эстрадной сцены", родом из Североморска, настоящая фамилия Хрулёва (стесняется своей фамилии жемчужина Петербурга). Посмотрел, что у неё есть музыкальное и актёрское образование, которое она получила в Питере. Что-то, видимо, произошло в городе на Неве. Если город раньше поставлял крупнейшую поэзию, то в последнее время основных "мастеров" шансона. А концерт, который вчера транслировался, происходил в Государственном Кремлёвском Дворце. Ну а то, с каким размахом был проведён концерт, его трансляция на Первом канале и место его проведения говорят ещё и о том, что Елена Ваенга всерьёз и надолго... Я стараюсь говорить осторожно, но с той волной пошлости, которая захлестнула нашу повседневную жизнь, хоть как-то надо бороться. Особенно, когда эта пошлость преподносится, как чистое поэтическое слово, жемчужина, бриллиант и чистый самородок, да ещё и в день праздника Рождества. Конечно, проще всего слушать этот шансон, пускать лёгкую, а порой и пьяную слезу и считать себя крайне самобытным и приобщённым к некой неповторимой русской культуре. Это приятно, слушая Михайлова, Ваенгу и еже с ними ощущать, что и поэзии ты не чужд... Что-то надо делать. Обязательно! Нужно создавать хоть какое-то сопротивление, хоть какую-то плотность воздуха и хоть какие-то признаки той среды, в которой пошлости было бы не так вольготно и не так комфортно процветать тем пышным цветом, которым сейчас она процветает. Нужно, чтобы хоть иногда кому-то становилось стыдно. И не только тем, кто производит эту пошлость, оформляет её и транслирует, но и тем, кто покупает на это билеты и пускает те самые слёзы, не видя подмены и фальши. Деньги, потраченные на эти билеты, финансируют пошлость, а слёзы эти, орошают благодатную почву для её процветания. А российская почва всегда была плодородной... И не только для подлинного искусства. Ваш Гришковец. 9 января 2011 *** Удивительную позицию занял господин Гришковец... Вот уже несколько лет Елена Ваенга повсюду сбирает полные залы - притом, полные не подростками, а взрослыми зрелыми людьми со сложившимся мировоззрением. Таких на попсовой мякине не проведешь - и у них горят глаза, льются слезы, они устраивают овации, кричат "Лена, ты лучшая". А господин Гришковец кривится: дешевка, безвкусица, упадок, надо что-то делать... В случае с Ваенгой делать ничего не надо. На самом-то деле на эстраде впервые за сорок лет появилась настоящая взаправдашняя звезда, равная по таланту Руслановой, Шульженко, Пугачевой, да что там - превосходящая их, ибо ее исполнительский диапазон гораздо шире - от "кабацкого" шансона до русской народной песни... Как она поет с донским хором "Не для меня Дон разольется...", как она исполняет песни Великой Отечественной войны! А ее собственное песенное творчество, впитавшая в себя то, чем дышит, чем кровит русская земля и русская душа - это и городской романс и полублатной "тюремный" говорок, с которого начинал и Высоцкий, и цыганская струна, без которой непредставима русская бытовая песенная культура, это и балладная распевная лиричность в лучших традициях нашего национального мелоса. Ваенгу уже по достоинству оценили не только слушатели, но и многие специалисты, в том числе весьма критично настроенный к попсе Артем Троицкий... Народу нужна такая певица - как глоток искренности. Елена получила музыкальное и театральное образование, она начитана ничуть не менее господина Гришковца - непонятно, почему он позволяет себе этот менторски-чистоплюйский тон. Он, ни секунды не сомневаясь в своих сентенциях, заявляет, что певица назвалась Ваенгой, поскольку стесняется своей настоящей фамилии. Видимо, по той же причине берут сценическое имя сотни эстрадных звезд по всему миру, не говоря уже о таких застенчивых носителях псевдонимов как Стендаль, Горький, Скиталец, Демьян Бедный, Ахматова и даже Агния Барто... Не тешу себя надеждой, что мне удастся переубедить того, кто думает как Гришковец, - взрослые опять же люди, и "будь каждый при своем". Просто хочу, чтобы прозвучала иная точка зрения, иная оценка. Почему я вступился за Ваенгу? Потому что я тоже только месяц назад услышал наконец ее и, в отличие от Гришковца, был поражен ее талантом, ее личностью. А еще, может, потому, что три года служил армейскую службу за Полярным кругом в том самом Североморске, откуда она родом, разгружал платформы с углем на станции Ваенга, да еще до университета учился в том же самом музыкальном училище им. Римского-Корсакова, которое закончила она. А еще - потому что прочел вчера в интервью Елены, что она два дня плакала после поста Гришковца в ЖЖ. Я бы на его месте извинился перед ней. Как мужчина и как человек, считающий себя творческой личностью или, как он выразился, "частью российского культурного контекста". А так - ничего личного... Просто другое измерение. P.S. Да, кстати, в паре с Ваенгой часто упоминают и Стаса Михайлова. Но это уж точно лебедь и рак. Согласен с Артемом Троицким, что наш автор-певец абсолютно вторичное явление. Но у Стаса - сумасшедшая популярность у женщин в возрасте от 30 до 40. Так что в этом случае сами отделяйте зерно от плевел. - И.К. |