Увы, мои мозги сейчас настолько политизированы, что я не в состоянии написать ничего путного, то бишь художественного. Так, помню, в начале девяностых, поехав в очередной раз в Дом творчества писателей в Комарово, чтобы сосредоточиться на своем романе про Египет и Войну на истощение, я вместо этого строчил десятки страниц про Ельцина, Горбачева, Парламент и Литву... Надо ли говорить, что в роман все это не вошло и не могло войти - скоропортящийся продукт. Но пространство извне, где есть и моя страна, шлет сегодня очередные сигналы, на которые невозможно не откликнуться. Ну вот, хотя бы сегодняшнее московское шествие за Путина и митинг в Лужниках, с любимой премьером группой "Любэ" и с ним самим, любимым, в его пафосной выступленческой пятиминутке... Все, что я хотел бы сказать по этому поводу, уже сказано другими (а Констанин Боровой на Эхе Москвы даже знакомит нас с технологией организации этого митинга и с финансовой составляющей...) Оставляю в стороне свои личные симпатии или антипатии к нынешней власти. Лишь обращаю внимание на лозунг пропутинцев - за стабильность. Тогда как Россия нуждается совсем в другом - в развитии. Еще лет пять такой "стабильности", и нас ждет катастрофа. В последней статье Путина говорится о том, что мы должны готовиться к войне, дабы сохранить свой суверенитет и свои территории, а стало быть, все силы и средства - на вооружение... Понятно, на кого и на что рассчитан такой призыв, но понятно и то, что позиция "весь мир против нас" отдает паранойей. Вчера я прочел интервью с одним из самых выдающихся гуманитариев наших дней - с российским ученым, академиком Вячеславом Ивановым (Занимался историей и языками древних цивилизаций, математической лингвистикой, семиотикой, литературоведением и — в самом широком смысле — историей культуры. Один из основателей московско-тартуской семиотической школы. Поэт и переводчик, человек поистине энциклопедических знаний. Ныне — профессор Отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур Калифорнийского университета, директор Института мировой культуры МГУ и Русской антропологической школы РГГУ). Вот его мысли о пути России и Путине.
*** "Я специально занимался историями разных революций и почти убежден в том, что сейчас Россия подходит ко времени, когда здесь должно произойти установление более или менее прочного буржуазно-демократического режима. Но есть большая опасность того, что я условно называю «Парижской коммуной»: взрыва народного возмущения и попыток его подавления. Мы находимся на заключительном этапе большой русской революции, которая началась в 1905 году и примерно в ближайшие два-три года должна закончиться. То есть по сравнению с Великой французской революцией мы находимся около 1870–1871 года. Исходя из этого, надо бояться остроты переворота Парижской коммуны, нужно не дать народному возмущению принять слишком острые формы — и, с другой стороны, попытаться умерить возможности применения силы со стороны тех, кто находится наверху. Это реальные опасности, и если мы их избежим, то, я думаю, установление прочного буржуазно-демократического режима в нашей стране может осуществиться в течение этого или следующего года".
*** "Я думаю, что сейчас первоочередная задача — любой ценой добиться того, чтобы началась реальная кампания, так сказать, просвещения широких масс. Я думаю, что массы легко заинтересуются и увлекутся вопросами организации управления страной. На это не потребуется много времени. Они перестали интересоваться политикой, потому что режим, установленный за последние годы, отличался крайней бездарностью. Путин вообще ни на что не способный человек. Это очень хорошо, потому что иначе, при его криминальной сущности, он мог бы задушить страну, залить ее кровью. Но тем не менее он остается опасным. Это мое впечатление от короткого личного разговора с ним. Он мне должен был в 2003-м вручить медаль, а я воспользовался этим, чтобы поговорить о только что арестованном Ходорковском. И степень злобы, его охватившей, была просто фантастической. Это человек, охваченный только дурными эмоциями. Это нужно иметь в виду, даже признавая его полную бездарность. От тех, кто реально имеет власть, нужно добиваться возможностей широкого использования телевидения, радио и местной печати для просвещения масс, объяснения им текущей ситуации. Потребуется наличие максимально большого числа людей, которые готовы повести эту просветительскую работу не только в Москве, Петербурге и больших городах, но и по всей стране. Задача, как мне представляется, состоит именно в восстановлении прямых связей с этой большой массой людей. Без этого ничего существенного мы добиться не сможем. Что касается личности — я думаю, нам не нужна одна личность. Нам нужно как можно больше личностей. Если мы посмотрим на 1917 год, то при всем моем уважении к величайшим интеллектуальным способностям Ленина (насколько он был жесток — другой вопрос), рядом с ним было несколько людей сверхвыдающихся: Чичерин, Троцкий и другие. Опыт подсказывает, что должна быть группа эффективно работающих людей. И это необязательно известные писатели. Это не обязательно люди, уже ставшие известными в своих областях. Они могут быть никому до сегодняшнего дня не известными, нужно не бояться выдвигать людей по их роли в текущих событиях. И должна быть небольшая группа руководящих людей, которые находятся друг с другом в дружественном союзе и понимают, что каждый из них может иметь отдельные взгляды и даже отдельную стратегию поведения. Это трудная задача, но нужно этого добиться: надо суметь разъяснить не только широким массам, но и самим себе, что сплочение необходимо для преодоления угрозы, нависшей над всеми без исключения".
*** "В России есть такой привычный вывих — здесь много талантливых ученых, но даже самые гениальные открытия обычно не внедряются до тех пор, пока что-то похожее не делается в другой стране. Мы должны не просто переключиться с продажи нефти и газа на реальное производство и не заниматься показными якобы инновациями, которые неудачно пыталось декларировать нынешнее руководство, а делать упор на то, чтобы реально поддерживать настоящую науку и внедрять ее достижения. Это основное лекарство от кризиса, который именно в России может вообще не наступить. Я в этом убежден. А начать нужно с улучшения условий обучения — прежде всего в начальной и средней школе. Зарплата наших учителей — позор для России. Поддержка образования и медицины для всех граждан — две самые неотложные задачи, для их решения нужно немедленно отказаться от пустой траты средств (например, на оборону — никто на нас не собирается нападать, это все басни воровской шайки)". Читайте полностью здесь: http://www.afisha.ru/article/wise-advices-ivanov/
P.S. Премьер ассоциирует свое очередное хождение в президенты с битвами под Москвой 1812 и 1941 гг. Это, мягко сказать, неадекват... - И.К.
|