18 января 2014, 20:33 После развала СССР, после достаточно тяжелых и, прямо скажем, кровавых событий на Кавказе все-таки общее состояние общества было удручающим и таким пессимистическим. И нам нужно встряхнуться. Нужно понять и почувствовать, что мы можем осуществлять крупные масштабные проекты…Это не мои личные амбиции, это концентрированный интерес государства и нашего народа. (В. Путин на встрече с журналистами в Сочи)
Тут сразу хочется заметить, что насчет "встряхнуться", это бабушка надвое сказала, а что нас еще не раз, ох, как тряхнет, так это точно. «Концентрированный интерес» нашего народа к Олимпиаде? Едва ли в народе есть именно такой интерес. Ему бы выжить. Толпа же по разнарядке, пусть даже числом в миллион, и факелоносцы в придачу – это еще не народ.
И все же я понимаю нашего лидера. Он ищет духовные скрепы, точнее, хотя бы одну, чтобы она действительно нас зацепила и скрепила. Но пока вокруг лишь скрипы…
Не так давно духовной скрепой была официально объявлена РПЦ, но ей бы самой разобраться со своими проблемами и укрепиться духом.
Спорт? Но он лишь у элиты. А конкуренция и соревновательность чреваты у нас скорее костоломными разборками между болельщиками, чем духом олимпийства.
Идеология православия, которую пытались протащить в Конституцию? Но у нас многоконфессиональное государство, так что не дай бог…
Поиск внешнего врага? Но мы храним в его депозитах добрую долю своего (не моего и вашего) достояния.
Что еще? Патриотизм? Но одни понимают под ним всяческую апологетику властей предержащих, а другие – всяческую их критику.
Неужели больше нет ничего, что нас бы объединяло? Пояс богородицы и дары волхвов? Но их привезли и увезли, а раздрай остался…
И все-таки такая скрепа есть. Во всяком случае – была. Это образование, шире – культура. Та самая, которая сегодня, вроде, как никому особенно не нужна.
Вот куда стоило бы вкладывать средства, сопоставимые с тратами на Сочи. Олимпиада что? Месяц якобы «праздника» - далее хмурые будни... А культура даже в среднесрочном приближении дала бы ни с чем не сравнимый эффект – эффект солидарной надежды, что будущее у нас есть.
Но не та культура, которую клепают по заказам из министерства, а затем цензуруют своим «любо» казачьи патрули, а та, которая и есть кровь и боль народа, его беда и радость, его великое прошлое и, увы, нулевое настоящее.
Там, наверху, однажды обязательно придут к этой простой и объединяющей духовной скрепе по имени культура и запустят ее в производство, не жалея сил и средств, как «масштабный проект».
Вот только дожить бы.
(Я на Эхе Москвы)
|