01:37 265. ЧИНОВНИК И КУЛЬТУРА |
Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. ( Скалозуб. "Горе от ума" А. Грибоедова) Нет, все нельзя! Сто, рекомендованных свыше, оставить! Но и их еще раз просмотреть на предмет чего-нибудь не того. А лучше адаптировать. Так, на всякий случай. Чиновнику культура не нужна и деятели культуры у него не в чести. Творчество - это такая непонятная штука, возникающая ниоткуда и ведущая в никуда, то есть не в думское кресло, не в мэрию, не в правительство и даже не в местное ЗАКсобрание. Культуру аршином общим не измерить, а значит, жди неприятностей, причем, они могут возникнуть в самый неожиданный момент с самой неожиданной стороны. А чтобы их не было – лучше не пущать. Стоило заговорить об оскорблении чувств верующих, как тут же оскорбились целые муниципалитеты, запретившие рок-оперу «Иисус Христос-суперстар». Вылупился другой закон и отменили постановку «Лолиты» Набокова. Возмущались среди прочего названием группы Pussy Riot (один из вариантов перевода - «Девчачий бунт»), а в Питере по всему городу спокойно красовались афиши спектакля «Монологи вагины»… А проблемы с выставками современного искусства галериста Гельмана, а страсти в Эрмитаже на инсталляции братьев Чепмен, заподозренных питерской прокуратурой в экстремизме… а свиные головы, подброшенные питерским казачеством в прославленный театр Льва Додина. Казаки – это вообще любимый флэшмоб чиновника. Как тут не вспомнить бульдозерный разгром художественной выставки наших нонконформистов в 1974 году и хрущевское «пидарасы!" тому, что ныне составляет гордость отечественной культуры... Цитата: "Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т.п. не имеют ничего общего с немецким народом… Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин и должен признать - некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо - зелёное, облака - серно-жёлтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают… Я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, пробовали навязать плоды своего болезненного видения окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг «искусства». ...Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения." (Речь по поводу открытия «Большой германской художественной выставки» 18 июля 1937 года. Кто автор – легко догадаться. А среди тех, о ком шла речь, были Отто Дикс, Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Пит Мондриан, Марк Шагал, Макс Эрнст...). Чиновник - главный у кормушки ( 400 000 рублей зарплата думца, 15 000 рублей - петербургского библиотекаря и преподавателя) и потому при всем своем страхе перед культурой чиновник чувствует себя хозяином положения. То, как он относится к творцу, прекрасно иллюстрирует недавнее событие в московской «Новой опере». Помните? Директор театра (некто Сибирцев) уволил главного художника Виктора Герасименко, оформившего «спектакль фантастической красоты» (из отзывов) - оперу Чайковского «Пиковая дама». В качестве компенсации директор предложил художнику, оформившему почти две сотни оперных и балетных спектаклей, место гардеробщика или подсобного рабочего... Самый свежий пример – скандал в московском Гоголь-центре, где запретили показ фильма о Pussy Riot… С девяностых годов до сравнительно недавнего времени власть культурой не занималась: были более важные задачи - по приватизации всей страны. Но, управившись, власть озаботилась задачей убедить народонаселение, что все сделано как должно. А для этого необходима церковь с ее призывом побольше молиться и не выходить с протестами на улицу, пресловутый ЕГЭ, отучающий думать самостоятельно, правильная история , воспитывающая любовь к Родине ( читай – к власти) и прочие душеспасительные кунштюки. В 1948 году великие композиторы Шостакович и Прокофьев, а также Хачатурян и ряд других были обвинены в "формалистических извращениях, антидемократических тенденциях в музыке, чуждых советскому народу и его художественным вкусам". В мемуарах Эренбурга на эту тему есть сюжет, когда Жданов ( вместе с Сусловым готовивший приснопамятный документ) вызывал к себе живых классиков и, потренькивая на рояле, доступно объяснял им, что такое мелодия. Тогда же, в 1946—1948-м, были приняты партийные постановления, ужесточавшие политику в области идеологии и культуры. Первое из них - «О журналах «Звезда» и «Ленинград», якобы культивировавших «несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Далее – «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме „Большая жизнь“», «Об опере “Великая дружба“ … Обвинения, обвинения, обвинения… «в безыдейности, искажении советской действительности, заискивании перед Западом, отсутствии патриотизма». Совсем недавно стало известно, что нынешний министр культуры в целях поддержки и укрепления отечественного кинематографа предлагает установить квоты на показ голливудских фильмов. Это напомнило постановления о таких же квотах уже в семидесятые годы с подачи все того же бессменного идеолога страны Суслова. Чем та «идеология» кончилась, хорошо известно. Умные люди сегодня говорят, что квотирование зарубежного кино не поможет нашему. В отечественный кинематограф, если мы хотим, чтобы он, а не Голливуд, правил бал, надо вкладывать огромные средства. Пока же таковые вложены лишь в сочинскую олимпиаду, о которой спустя два месяца будет забыто… Но одних квот, похоже, мало. Деятелям кино предложено обсудить некую хартию кинематографической этики: чтобы-де на экране киношные герои не матерились, не курили, и не прелюбодействовали, любили родину-мать, блюли некий культурный код народа… Великая Хартия Вольностей 1215 года защищала в Англии граждан от самодурства сюзерена. Что на самом деле собирается защищать этическая хартия киношников, это большой вопрос… Часто можно услышать из уст наших законодателей, что цензуры у нас нет. Цензуры нет, но цензоров становится все больше. К счастью, еще не все потеряно. Пространство между мыльной оперой «Сталинград» Бондарчука и серьезной работой «Фауст» Сокурова, фильмов, состоявшихся по публичному заявлению обоих режиссеров благодаря личной поддержке президента страны, – это для чиновника темный лес… Инстинкт самосохранения заставляет его опасливо оглядываться и держаться на опушке. Во всяком случае, пока… |
Категория: Блог писателя | Просмотров: 1470 | Добавил: jurich |
Всего комментариев: 0 | |