О скандале на премьере оперы Глинки в только что открытом Большом я услышал еще 4 ноября в кафе, где моя старшая дочь отмечала День рождения. Ее подруга рассказывала об этом достаточно подробно. Но, вот, забыл, и только сегодня вспомнил, наткнувшись на отголоски в СМИ. Почему-то у нас в главных новостях этого не было. Как, впрочем, и истории исландской революции. Мда, любая новостная информация у нас, да и во всем мире, превратилась в средство обработки умов и потому тщательно дозируется... Будем же бдительны. Вот, что я прочел:
Российские СМИ продолжают активно комментировать премьерную постановку в открывшемся после длительной реконструкции здании московского Большого театра, который на протяжении двух веков считался главным символом российской сценической культуры.
Речь идет о знаменитом спектакле «Руслан и Людмила», новое прочтение которого предложил режиссер Дмитрий Черняков. Как отмечают московские театральные критики, первое представление "Руслана и Людмилы" на обновленной сцене Большого театра завершилось криками из зала "позор!" и "браво!". Кто-то свистел, кто-то выкрикивал реплики с использованием ненормативной лексики, а кто-то строил предположения, состоится ли вообще следующий спектакль.
Дело в том, что в начале первого спектакля главная исполнительница роли волшебницы Наины Елена Заремба упала на сцене от неудачного прикосновения партнера (звезды балета из США) и сломала руку. Заремба доигрывала спектакль после анестезирующих уколов, зная что дублерши у нее нет.
Елена Образцова, также репетировавшая роль Наины, за несколько дней до премьеры отказалась выходить на сцену из-за «творческих разногласий с режиссером».
Необходимо отметить, что сам Черняков накануне премьеры предупреждал, что постановка будет очень скандальной, и рекомендовал детей на спектакль не брать.
Как отмечает обозреватель российского сайта «Штурмновости», «стало ясно, что новый и баснословно дорогой "Руслан", от которого ожидали в том числе и демонстрации новейших технических ресурсов театра, представит не сказочную феерию, а радикальную трансформацию хрестоматийного сюжета".
Результатом этой постановки, отмечает московский критик, стали не споры о диалектике авторской свободы и традиции, а экстремальные эмоции от провокационного прочтения классического произведения, воспринятого публикой как издевка.
Речь идет о стриптизе накачавшегося пивом Фарлафа, танцующего на столе (на втором спектакле танец подкорректировали - Фарлаф больше не срывает с себя одежду, а лишь расстегивает пуговицы). Есть и странная битва Руслана в подвале с тряпкой, на которую проецируется лицо говорящего покойника ("Голова").
Особенно бурно критики обсуждают «бордель, в который превратился замок Наины», а также «салон спецуслуг, вытеснивший пушкинские сады Черномора, где, собственно, и развернулись, без всякого намека на театральную иллюзию, откровенные сцены, вызвавшие негодование зала». Речь идет об «ублажении Людмилы тайским массажем», а также «эротические игрища ряженых молодцев с голыми статистками».
Репортаж о спектакле в Большом театре завершается так: «В финале Людмилу, одуревшую от пережитого, из бессознательного состояния выводит волшебник Финн внутривенной инъекцией, спровоцировавшей очередную реакцию зала - "что, передоз?!" Неудивительно, что на этом фоне заключительный хвалебный хор "Слава великим богам! Слава отчизне святой!" прозвучал в зале как издевательство… ( конец цитаты)
Что могу сказать - не знаю, не видел, своего мнения не имею. Текст Пушкина, конечно, позволяет подобные режиссерские эскапады. Эротика в поэме, безусловно, есть, "Руслан и Людмила" - вовсе не сказка для дошкольников. Если только это сделано в опере талантливо, то есть умно и со вкусом... Но если Елена Образцова отказалась выходить на сцену...
P.S. Все же я не совсем прав. Ну да - в больших новостях о скандальной премьере не говорили. Но вот - полазил по Интернету и нашел с дюжину рецензий. В основном, ругательных. Не знаю, нужно ли в оперу Глинки закладывать современные аллюзии, узнаваемые акценты нашего сегодняшнего социума. Да и как при этом не нарушить программность, то есть определенную заданность музыкального ряда, вдохновленного строками Пушкина. Хотя режиссерский гений может себе в принципе позволить что угодно. Но если не гений, то извините... С михалковской "Цитаделью", столь поддержанной властями, вещью в некотором смысле заказной и пропагандистской, тоже ведь вышел полный конфуз. И не в том дело, что толпа не вняла посылам гения - это просто быший кинорежиссер пошел на поводу самой низкопробной "потребительской" эстетики, и оказалось, что потребитель-то умнее...
|