19:14 85. Бог и человек |
Исподволь встрял в спор в ЖЖ одного автора, мною весьма уважаемого. Он написал после прослушивания двух симфоний и Реквиема Моцарта: “Людям, которые свирепо твердят, что Бога нет, стоило бы это послушать и посмотреть. Может быть, не сразу, но дойдет». После чего началась свирепая полемика, в которой атеисты утверждали, что и Моцарта и, скажем, Баха они любят не меньше, чем верующие, а верующие... В общем, была упомянута там даже Геена огненная. Я долго терпел, глядя на этот разрастающийся куст мнений, а поскольку сам в свое время обучался музыке, решил высказаться. Мои соображения тоже вызывали критику — среди верующих, естественно. Я не могу себя отнести ни к свирепо верующим, ни к свирепо отрицающим веру. Возможно, я заблуждаюсь, но мне все же не хочется повторять известное изречение: «Верю, потому что абсурдно». Слепая вера меня не устраивает. Вот мои тезисы: Бога вовне нет, иначе человечество предъявило бы ему огромный, ничем не оплачиваемый счет. Верить в такого бога глупо и безответственно. Есть бог внутри, в самом человеке, его так называемое высшее начало. Пока не очень известно, с какой целью оно, трансцендентное, в него заложено, скорее всего - не только ради выживания вида. Именно благодаря ему на протяжении своего исторического развития человек всегда находил выходы из тупиков, в которые сам же себя и загонял. Высшее начало очевидней всего в творческом (прежде всего - в художественном) самовыражении человека. Говорить о каком-то другом боге - это сотрясение воздуха, не более... Все таинства, которые узурпирует церковь, есть таинства самого человека, его возможностей, его потенциала, который еще далеко не исчерпан. У человека впереди долгая дорога, по которой он сделал лишь несколько шагов. Не будем считать на миллионы лет - возьмем только пять с половиной (или даже более) тысячелетий от "Сотворения мира" согласно нашей церкви, что, конечно, абсурд, ну да ладно... В буддизме, который, напомню, на шесть веков старше христианства, есть понятие кармы - причинно-следственного воздаяния. Примерно, такая же причинно-следственная связь добра и зла, греха и добродетели постулирована и в христианстве. А теперь попробуем ее примерить к природным катаклизмам, когда гибли сотни тысяч ни в чем не повинных людей, затем к войнам, включая религиозные, ко всяким там пандемиям типа бубонной чумы, выкосившей пол-Европы, к техногенным катастрофам, когда на одного "виноватого" проходились сотни тысяч невинных жертв... Где был Бог? Вопрос к тем, кто считает себя правоверными христианами: Бог - христианин? Если да, то отвечает ли он за "спасение" народов других конфессий - буддистов, исламистов, индуистов и пр., то есть почти за половину человечества? Похоже, что не отвечает, поскольку известен ответ: "Спастись можно только через Христа". А, скажем, в буддизме есть учение о спасении всех без исключения живых существ - через безграничное сострадание и любовь к ним. В том же буддизме, как известно, нет понятия единого всемогущего бога... Религия призывает нас сконцентрироваться на своей внутренней сущности и самосовершенствовании, то есть движении к высшему началу. Таким образом снимается ответственность внешнего "Бога" за все наши беды и таковая ответственность возлагается на нас самих, живущих в мире, где действуют определенные законономерности. Это мне как-то понятней. Есть замечательная русская пословица: на бога надейся, а сам не плошай. Жаль, что в христианстве ее реализовали протестанты, а не мы. Согласно Евангелию, Царство Божие обретается во внутреннем мире человека (Лк. 17, 21), и потому людям следует начинать очищение и преображение жизни изнутри (Мф. 23, 26; Мк. 7, 20-23; Лк. 11, 39). То же самое и в буддизме, только раньше на шесть веков. Христос, разумеется, мне, европейцу, ближе, чем Сиддхартха, но у последнего духовная парадигма примерно такая же, вплоть до акта смирения. Кстати, апокрифы говорят, что Христос совершал паломничество в Индию, перед тем как встать на путь проповедничества. А снаружи Бог или внутри человека — это скорее вопрос технический, хотя постулат христианства, что пути господни неисповедимы, ставит под сомнение непреложность воздаяния за добро или зло. И еще несколько слов от имени современной науки. В 2010 году Стивен Хокинг, самый крупный после Эйнштейна теоретик Вселенной, времени и пространства, сказал в одном из интервью: "Бога можно определить как олицетворение законов природы. Но большинство людей не так представляют себе Бога. Они создали человекоподобное существо, с которым можно состоять в отношениях. Однако, если учесть огромные размеры Вселенной и незначительность и случайность человеческой формы жизни в ней, то это в высшей степени невозможно." В последний момент вдруг вспомнилось: «Лишь две вещи наполняют душу восхищением и восторгом: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». Иммануил Кант. |
Категория: Блог писателя | Просмотров: 1406 | Добавил: jurich |
Всего комментариев: 0 | |