Однажды катался Папан на катке, А с ним - ризеншнауцер на поводке.
Вдруг выскочил с криком народ из-под ног, И вздрогнул с Папаном гуляющий дог.
Но невозмутимым остался Папан, Собаке шепнув: "Не боись, доберман".
Вильнул в благодарность хвостом лабрадор И в длинном прыжке перепрыгнул забор.
А в доме тепло, чистота и уют, И дремлет, свернувшись клубком, маламут.
И снится ему восхитительный сон - Что с таксой гуляет сосед их, Димон.
Она от Папана получена в дар, И дружбой такой дорожит сенбернар.
И вот к посаженному нами отцу Уже поспешают бобтейл и ши-тцу.
На собственном сайте постит фокстерьер, Как ладят они - президент и премьер.
И видит, в Youtube забежав, босерон, Как ловко играют они в бадминтон.
И вновь нарезает круги верный мопс И лает: "А вы не хотите ли в лоб-с?"
И вам подтвердят и грейхаунд, и шпиц, Что верность собачья не знает границ.
Собаки - они самых разных пород, Но только единство скрепляет народ!
|
В конце прошлого года я услышал это стихотворение от моего доброго знакомого, детского поэта Леонида Захарова. Написанное им в соавторстве с художницей Ольгой Граблевской, оно мне так понравилось, что я пообещал написать что-то в том же роде. Но ничего путного не вышло - скорее всего потому, что мозги мои сейчас политизированы и бренчат лишь на одной струне. В "Балладе об умелых людях" несколько частей. Здесь я привожу только первую часть (от Леонида и Ольги). А вторая часть - про Вратаря - то, что у меня получилось.
Часть 1. ПИЛОТ*
Однажды по небу летел самолёт, Отважный сидел в самолёте пилот.
Внезапно в полёте мотор отказал, Пилот погрустил и пошёл на вокзал.
Залез в электричку и тронулся в путь, И даже успел на сиденье заснуть,
Но только и часа он там не проспал – Пустой самолёт вдруг на рельсы упал.
Раздался сигнала пронзительный свист, На тормоз мгновенно нажал машинист.
Он вылез с пилотом на рельсы и вот: «Да это же мой!», – удивился пилот.
И был в электричке мотор про запас И он самолёту пришёлся как раз.
Вот только линейки прямой не нашлось, На глаз распрямили погнутую ось.
Чуть-чуть отвалилось крыло – не беда: Шурупы найдутся в запасе всегда!
Ещё в электричке нашёлся матрос, Имел про запас он отличнейший трос,
Он с помощью троса крыло укрепил, И стал самолёт даже крепче, чем был.
А как же мотор, ведь ему нужен ток? Достали и провода длинный моток!
Втроём они быстро мотор завели, И вверх самолёт полетел от земли.
По рельсам внизу электричка идёт, Над ней, как собачка, летит самолёт.
От брюха его вниз висит проводок, Бежит по нему электрический ток.
Чуть вправо, чуть влево уйдёт самолёт, Но дальше ему проводок не даёт.
Вот так долетели до моря. Матрос Отличный мотор самолёту принёс –
От лодки подводной новейший мотор. Подводником стал наш пилот с этих пор.
Смолой самолёту промазали дверь, И лодкой подводною стал он теперь.
Умелые всё-таки люди у нас И много имеют чего про запас!
*В соавторстве с Ольгой Граблевской
Часть 2. ВРАТАРЬ
Опять на воротах стоит наш премьер - Фанатам страны образец и пример.
В спортивных трусах, торсом крепок и гол, (Поскольку он любит российский футбол),
Везучий избранник двух наших столиц, С обширной командой доверенных лиц -
(Аршавин, Боярский, Олег Табаков, Хазанов и много других игроков -
И каждому, право же, есть, что терять...) Он нам как отец и почти что как мать.
Сегодня премьер, а затем президент, Которым он станет в известный момент.
А кто в конкурентах? Одни слабаки! Ну, три думских старца (почти старики),
Ну, Прохоров Миша (пусть он и хитрот, Но против своих все равно не попрет...)
Опять раздается с народных трибун: "Давай, президент, возглавляй наш табун,
И стой как голкипер у наших ворот - Госдеп никуда никогда не пройдет!
Пускай все останется так, как вчера. Зачем нам, послушным, другая игра?!
Сыграй в третий раз свою главную роль, Мы челядь и свита, а ты наш король.
И вовсе не голый, а наоборот! (А значит, и нам что-то перепадет...)
Твои миллионы не в пачках валют, А в тех голосах, что тебе отдают,
А в криках: 'Мы - за!' - на Поклонной горе, Всё в помощь тебе - и мороз на дворе,
И цены на нефть, и в Европе бардак... А против - лишь тот, с белой ленточкой, флаг.
Ты жизни гарант и времен властелин, И что с нами делать, ты знает один,
Стоишь как вратарь, охраняя добро, И смотришь на нас, отодвинув Едро".
... В сеансе гипноза застыла рука, И шепчут уста: "Да, ты прав, мудрый Ка".
|
Интервью Ирины Куберской для театрального журнала "Иные берега" №4, 2011 В 90-х годах в Испании разгорелся горячий спор, в котором приняли участие многие деятели культуры и политики. Дискуссии не прекращались довольно долго, а между тем сам предмет спора заключался всего-навсего в одной букве алфавита – букве Ñ. Сама по себе эта буква, хоть и встречается в некоторых других алфавитах, совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Одни говорили, что Испания должна следовать мировым стандартам и использовать лишь классический латинский алфавит, другие выступали за сохранение традиций, тем более что эта буква присутствует в названии их страны. В итоге букву оставили, но оказалось, что эти споры задели какие-то глубинные душевные струны в сознании испанцев. И не только испанцев. Спустя несколько лет, уже в начале 2000-х годов в Мадриде появился театр Tribueñe (по-русски читается как «Трибуэнье»), что в переводе означает «Род Ñ». Создала этот театр замечательный режиссер и актриса Ирина Куберская. В течение двух осенних дней 24 и 25 сентября я имел счастье не только познакомиться с двумя спектаклями этого театра, которые они привезли в Санкт-петербургский Молодежный театр на Фонтанке, но и побеседовать с самой Ириной Юрьевной. Русские зрители и театралы до последнего времени почти ничего не знали об этом театре, а про Ирину Куберскую еще десять лет назад могли сказать только то, что она когда-то снималась в фильмах «Тройная проверка» (1969 г.), «Боба и слон» (1972 г.) и некоторых других. Многие помнят ее небольшую, но очень яркую роль в картине «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970 г.), где она сыграла проводницу в международном вагоне, исполнявшую «модный танец «The leg». Ирина Юрьевна родилась в Москве, в 1968 году с отличием окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких картинах и... уехала в Испанию. О ее жизни за границей в течение более чем тридцати лет было известно очень мало. И это несмотря на то, что там она сняла несколько фильмов, получивших престижные международные премии, поставила много интереснейших и громких спектаклей, играла на сценах многих театров и создала собственный театр Tribueñe. Благодаря поддержке Театра на Фонтанке и его художественного руководителя, давнего друга Ирины Юрьевны, Семена Яковлевича Спивака, она вернулась на родину сначала с гастролями своего театра, а потом и с постановкой. На сцене театра на Фонтанке она поставила спектакль по пьесам Рамона дель Валье-Инклана «Клятва на крови» и «Бумажная роза», фактически открыв для России этого гениального и очень неоднозначного драматурга. В этот раз Ирина Куберская привезла в Санкт-Петербург два спектакля, уже ставшие событием в театральной жизни Испании. С первой постановкой – спектаклем «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова – успели познакомиться некоторые зрители и критики на Ялтинском театральном фестивале им.А.П.Чехова, где эта постановка получила диплом за режиссуру. Второй спектакль – «Дом Бернарды Альбы» – по пьесе Федерико Гарсиа Лорки российский зритель увидел впервые. В перерыве между двумя спектаклями мне удалось поговорить с Ириной Куберской. «Я понимала, что меня там не хватает» Д.Х. Ирина Юрьевна, вы уехали в Испанию больше тридцати лет назад. Каким было ваше первое впечатление от этой страны? И.К. Это счастье, что все мы, русские, воспитаны в большой любви к Испании и испанской культуре. В нас существуют архетипы того, что такое Испания, испанец или испанка, и они, обладая чрезвычайно благородным свойством, вибрируют в нашей душе. Когда я приехала в Испанию, первые мои впечатления касались, прежде всего, культуры этой страны. Я все время искала каких-то впечатлений, связанных с театром, с моим собственным театральным и литературным багажом, с моей любовью к испанской поэзии. Это меня поддержало в первый момент встречи с Испанией. Я искала только ее культуру, и в каждом человеке видела лишь носителя этой культуры. Несколько позже, когда я научилась говорить по-испански, то с удивлением обнаружила, что в этой стране есть люди, не читавшие Лорку или Сервантеса. Для меня это стало сюрпризом, но ничуть не убавило моего рвения. Восприятие страны чаще всего происходит через ее культуру. Во все времена существовали великие послы по миру: артисты, художники, писатели, драматурги. Они и сегодня прокладывают незримую дорогу, по которой передается любовь к стране и благодаря которой становится возможной долгожданная встреча. В этом смысле, находясь в постоянных поисках испанской культуры и упрекая себя в том, что мне не хватает по-настоящему глубокого ее ощущения, я позволила себе продвинуться достаточно далеко. Настолько далеко, что, например, мой последний курс по мастерству назывался «Алхимия Гарсия Лорки». Я начинала с того, что не выпускала из рук словаря, учила язык на улице, а пришла к тому, что вдруг начала понимать магию слова. Можно ведь говорить не только о поэзии или о конкретном стихотворении Лорки, или об отдельной строфе. Связь существует даже между двумя словами. Они как бы влюбляются друг в друга, между ними возникает магическая связь так, словно их бросили в алхимический тигель. И мы, видя этот процесс соединения отдельных слов, понимаем, что в этом тигле рождается гениальность поэта. Д.Х. Когда вы осознали право творить в этой новой культуре, в рамках нового языка? И.К. Вы знаете, из России я приехала очень подготовленная и сразу начала рваться в бой. Пока я не знала языка, я стала давать уроки пантомимы. В свое время мне очень повезло, что во время первых гастролей Марселя Марсо в Советском Союзе он дал нам несколько уроков. С этим великолепным человеком мы провели две недели, он обратил на нас внимание, и ему понравилось то, что мы делали. Пантомима была моим языком очень долго. В Испании до того, как я стала актрисой и режиссером, лучше всего я чувствовала себя именно в этом виде искусства. Я начала жить в стране басков и там давала уроки пантомимы. Через два года я переехала в Мадрид и сразу же попыталась попасть в театральную среду. Уже через год я сделала балет-пантомиму. Можно сказать, что я приехала с амбициями. (Смеется.) Д.Х. Покорять Испанию? И.К. Не покорять. Я как будто понимала, что меня там не хватает. Но на этом балете и сломалась моя уверенность в себе. Я осознала, что не понимаю, как эти люди существуют. У меня было четырнадцать учеников, а мне для постановки нужно было только семь, и я назначила два состава, считая, что все они подходят на роли. Но там это невозможно ни тогда, ни сейчас. Я была воспитана в традициях русской школы, которой присущи скромность и уважение к коллегам и мастеру, особенно, если речь идет о студентах. Но, в отличие от нас, там каждый ощущает свою исключительность. Мы играли премьеру в театре. Речь не шла о конкуренции между ними, они не друг друга уничтожили, они уничтожили меня. Они заставляли меня выбрать, кто будет играть. Выбирать я не хотела, и тогда они начали выступать против меня, не хотели ставить декорации и т.п. Это были очень прогрессивные молодые люди, но в них я увидела какой-то фашизм. Тогда я была на шестом месяце беременности. Я потеряла ребенка из-за этой человеческой гадости. Может быть, я могла бы увидеть такое отношение в любой стране, не знаю. Но тогда это меня сломало. Я сказала самой себе: «Ты ничего не знаешь о том, как и чем живут эти люди, какая у них психология. Помолчи и посмотри». Наверное, где-то года на два я замерла, чтобы попытаться их понять, и это было большой ошибкой. Несмотря на то, что с человеческой точки зрения я была права. Потом было очень тяжело. Может быть потому, что я потеряла некоторое прежнее уважение, невинность и свежесть моей самоотдачи. Мне стало труднее потому, что я стала осторожной. А я не хочу быть в жизни осторожной. Сейчас я завоевала себе право быть неосторожной. Право на дерзость. Но это пришло уже много позже. Д.Х. А когда у вас родилась мысль о создании своего театра? И.К. К сожалению, очень поздно, потому что как и многие женщины, я долго считала себя лишь второй скрипкой. Я думала, что могу только давать хорошие советы, сидеть рядом, работать с актерами и т.д. Это очень по-женски. Д.Х. Может быть, это просто с актерской точки зрения? И.К. Нет, я всегда чувствовала себя режиссером. Мне очень повезло, что я была дружна с американским актером и режиссером Уильямом Лэйтоном. В Испанию он приехал в 1954 году в поисках следов и свидетельств о смерти Лорки и прожил там до конца жизни. Когда я с ним познакомилась, он был уже пожилым человеком, ему было 74 года. Это был очень красивый внешне и внутренне человек, и мы стали хорошими друзьями. Фактически он был первым, кто абсолютно искренне и без тени американской или испанской гордости заинтересовался тем, как преподают актерское мастерство в России. Мы часто встречались и беседовали об искусстве, так что в те непростые времена он стал для меня большим внутренним подспорьем. Я стала играть в его спектаклях. Одна из самых важных моих работ – роль Елены Андреевны в его спектакле «Дядя Ваня». Помню, я тогда еще говорила по-испански с сильным акцентом, но он, тем не менее, настоял на том, чтобы именно я играла эту роль. Я тогда, наверное, впервые вышла на сцену после пяти лет жизни в Испании. Работа и дружба с этим человеком дали мне возможность не только играть на сцене, но и учиться режиссуре и преподавать. В то время я эмоционально переключилась на мир кино. Я поняла, что в театре очень сложные человеческие отношения, и мне, пока еще не очень уверенно говорящей по-испански, было сложно. Тогда родилась моя вторая дочка Наташа, и я сделала свой первый фильм «Hola, Наталья!». Это был взгляд годовалого ребенка на окружающий мир с высоты своего маленького роста. За него я неожиданно получила несколько премий как испанских, так и международных. Вскоре после этого я сделала второй фильм «Дом отдыха обуви», главную роль в котором ис
...
Читать дальше »
|
По данным уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, в России ежегодно происходит 4 тыс. попыток самоубийства среди подростков, из которых 1,5 тыс. оканчиваются их смертью. По уровню самоубийства среди несовершеннолетних Россия имеет самые худшие показатели, а среди подростков - занимает первое место в Европе, а также одно из первых мест в мире, рассказал Астахов. Места России в Мировых рейтингах 1 место в мире по абсолютной величине убыли населения. За последние восемь лет число россиян сократилась на 2,2 миллиона – до 142 миллиона 905 тысяч 200 человек. Ежегодно наша страна теряет до 800 тыс. человек, уступая по темпам вымирания лишь Украине. 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии) 1 место в мире по числу разводов 1 место в мире по числу детей, брошенных родителями 1 место в мире по смертности от сердечнососудистых заболеваний 1 место в мире по онкологическим больным на душу населения (2,5 млн.) 1 место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики (если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%.) 1 место в мире по объемам торговли людьми (более 500 тысяч) 1 место в мире по количеству абортов (каждый час в стране происходят около 300 абортов). По этому показателю Россия опережает США в восемь раз. 1 место в мире по объему потребления героина (21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков). 1 место в мире по числу курящих детей 1 место в мире по количеству ДТП (на 10 тысяч автомобилей - 12 ДТП). За нами в этом списке следует Корея. При этом по числу жертв ДТП лидирует Индия. 1 место в мире по распространению компьютерных вирусов. В России создается 27,9% от общего количества вредоносного ПО. На второе место смещен недавний лидер – Китай (25,5%). Тройку замыкают США (10% всех червей, вирусов, троянов и пр). 1 место в мире по потреблению табака. 1 место в коррупционном рейтинге Европы: российские предприниматели чаще остальных готовы давать взятки. Лидирует Россия и по числу махинаций с финансовой отчетностью. 1 место по числу сирот. Всего у нас свыше 760 тысяч детей-сирот и около миллиона беспризорных детей. 1 место в мире по заболеваемости клещевым энцефалитом 1 место в мире по числу педофилов. Только по официальным данным в 2009 году было зарегистрировано 124000 нападений педофилов на детей. Мы — единственная страна в мире, где почти 50% из общего числа сексуальных преступлений направлено против детей. 1 место в мире по числу жертв и убытков при пожарах. При этом в США по статистике пожаров происходит больше. 1 место в мире по детскому алкоголизму. Более 10 миллионов юных россиян - от 11 до 18 лет - регулярно употребляют 1 место в мире по времени, потраченному на общение в социальных сетях (9,8 часов в месяц на каждого посетителя). Второе место занимает Израиль (9,2 часа). На третьем - Турция (7,6 часов). 1 место в мире по прямым частным вложениям за границей 1 место в Европе по уровню умышленных убийств - 21,5 случаев на 100 тысяч населения 1 место по количеству поданных жалоб в Европейский суд по правам человека (40295 жалоб в прошлом году). На втором месте - Турция (15206). На третьем месте - Румыния - 11950 жалоб. 1 место в мире по числу генералов. 1 место в мире по числу сайтов с нелегальным контентом — 2,5 тыс. против 400 в США и 1,1 тыс. в Германии. 2 место в мире по уровню бюрократии. На первом – Бразилия, на третьем – Польша. Наиболее благоприятными регионами для развития бизнеса, по мнению опрошенных бизнесменов, являются Испания, Сингапур и Швеция. 2 место в мире по числу долларовых миллиардеров (после США). За нами – немцы. 2 место в мире по распространению поддельных лекарств (после Китая). За нами – Турция, Бразилия, Чили. Самый распространенный вид фальсификата - тот, в котором лекарство есть, но в гораздо меньшем, чем это требуется, количестве. 2 место в мире по распространению детского порно в Интернете. На первом - США 2 место в Европе и 9 место в мире по числу пользователей Интернета. Количество пользователей в России составляет около 47,4 миллиона человек. В среднем в месяц россияне проводят в Сети 22,8 часа. Больше среди европейских стран интернет-аудитория лишь в Германии — почти 50 миллионов человек. После России в этом списке идут Франция и Великобритания. 2 место в мире по количеству заключенных (584 человек на 100 тысяч населения) На первом - США (715 человек). После нас следуют Казахстан и Белоруссия. Для сравнения в Норвегии – 64 зека на 100 тысяч жителей. 3 место в мире среди производителей пиратских дисков (на $2,6 млрд). На первом – США и Китай. 3 место в мире по числу абонентов сотовой связи (после Китая и США). Около 120 миллионов пользователей. При этом Россия занимает первое место в мире по темпам роста проникновения мобильной связи. 3 место по количеству людей, страдающих ожирением (240 человек из 1000). На первом месте - США (306), на втором – Мексика (242) 3-e место в мире по угону машин (119 тысяч машин ежегодно). На первом месте, по версии Интерпола, стоит Италия, там угоняют порядка 300 тыс. машин в год, за ней следует Германия с 140 тыс. угонами. 4 место в мире по числу поданных ее гражданами просьб об убежище за рубежом - после Ирака, Афганистана и Сомали. За нами – Китай. В среднем около 20 тысяч россиян просят предоставить им политическое убежище. Самой привлекательной для российских просителей оказалась Польша. В тройку лидеров по популярности у россиян вошли также Австрия (3560) и Франция (3383). В списке самых привлекательных для беженцев стран Россия стоит на 18-м месте. 4 место в мире по употреблению алкоголя (15,76 литра в год на человека) после Молдавии (18,22), Чехии (16,45), Венгрии (16,27). За нами – украинцы и эстонцы. При этом в России 3 5 место в мире по количеству убийств (0,13 на тысячу человек). Хуже всего в Колумбии - на тысячу жителей приходится 0,63 убийств, затем ЮАР. Россия находится между Венесуэлой и Мексикой. В то же время раскрываемость преступлений в России, согласно статистике, самая высокая в мире. 5 место в мире по числу убитых журналистов и девятое по количеству нераскрытых убийств работников СМИ – по итогам 10-летия. Нас опережают Ирак, Филиппины, Колумбия и Мексика. 5 место в мире по генетическому здоровью в мире. Наиболее благополучными оказались данные Франции, Австрии, Австралии и Швейцарии. 5 место в мире по числу сверхбогатых семей. 561 российская семья обладает состоянием более 100 миллионов долларов. По этому показателю нас опережают США (2692 домохозяйства), Германия (839), Саудовская Аравия (826) и Великобритания (738). 22 место в мире по уровню смертности в соседстве Руанды и Камеруна. Еще в 2005 году, по уровню смертности Россия находилась на 16-м месте и по этому показателю «обгоняла» даже такие страны, как Сомали и Руанду 32 место в экологическом рейтинге стран. США оказались на 28-м месте. В первую тройку государств, наиболее успешных в экологической сфере, вошли Новая Зеландия, Швеция и Финляндия. Последнее, 133-е место рейтинга занял Нигер. 38 (еще три года назад было 27) место в мире по качеству образования. Лучшее образование по совокупности факторов, кстати, в Новой Зеландии. 57 место в мире по качеству жизни 62 место в мире по уровню технологического развития (между Коста-Рикой и Пакистаном) 63 место в рейтинге национального благосостояния. В пятерке лидеров – Норвегия, Дания, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия. 65 место в мире по уровню развития человеческого потенциала, расположившись между Албанией и Казахстаном. Лучше всего с этим в Норвегии и Австралии. 70 место в мире по использованию IT-технологий - между Филиппинами и Азербайджаном. Лидируют Дания, Швеция и Сингапур. 72 место в мире по рейтингу расходов государства на человека 73 место по уровню счастья. Мы - между Украиной и Ливаном. На первом месте - Дания 76 место в мире по размеру валового национального дохода на душу населения - между Чили и Уругваем (притом, что у России 16 место в мире по валовому национальному доходу). В тройке – Монако, Лихтенштейн и Норвегия.
101 место в мире по эффективности правительства (хуже нас Пакистан, Йемен, Белоруссия, Иран)
134 место в мире по продолжительности жизни мужчин (59,1 лет) и 100 место по продолжительности жизни женщин (72,5 лет). Дольше всего в среднем живут гонконгцы обоих полов. 143 место в мировом рейтинге экономических свобод (вместе с Эфиопией), оказавшись позади таких стран как Таджикистан, Гаити, Китай, Камерун, Гвинея, Лаос и Сейшельские острова. Первое место занимает Гонконг, второе – Сингапур, а третье - Австралия. 147 место в мире по миролюбивости - между Пакистаном и Конго. Россию признали агрессивной из-за большого числа терактов, оргпреступности и серьезного военного бюджета. Верхние строчки занимают Исландия, Новая Зеландия, Япония. Китай - на 80-й, а США - на 82-й. 159 место в мире по уровню политических прав и свобод 173 место по степени свободы прессы. Аналогичное количество баллов набрали Конго, Гамбии и Зимбабве 175 место в мире по уровню физической безопасности граждан.
Полный отчет здесь: http://blog-russia.ru/blog/mesta_rossii_v_mirovykh_rejtingakh/2011-06-26-101
|
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма... Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Люди все сидели и думали. Но ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Но тут явился Пу... И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!.. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. - Веди ты нас! - сказали они. Повел их Пу. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Пу, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Пу, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как! - Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь! - Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Пу, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! Но эти слова разъярили их еще более. - Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Пу смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Пу. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь... - Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Пу. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. - Идем! - крикнул Пу и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Пу все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Пу и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Пу. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Пу, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Пу его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
|
"Таким образом, убеждён, что, с точки зрения современной европейской правовой науки, русское сознание варварски архаично и, можно сказать, криминально".
"Вернёмся к нашим митингам и к той волне общественного обсуждения и, главное, к иллюзиям, которые сейчас возникают, что вот-вот случится Прекрасное, и мы двинемся по пути Прогресса и Процветания, - мне кажутся преждевременными. Я не хочу, чтобы вы разочаровались. Ещё предстоит впереди очень долгая работа, чтобы стать цивилизованными людьми, и каждому из нас надо работать, я бы сказал, над повышением личной годности. Каждому из вас. Это самое главное". http://www.echo.msk.ru/blog/konchalovsky/856611-echo/
Вот, господин Кончаловский как мог, с помощью столетней давности цитат из уважаемых историков, постарался донести до нас, что мы еще не созрели для демократии, то бишь - до "личной годности", до своей самодостаточности и европейской аутентичности... Какой же напрашивается вывод? Один-единственный. Пусть и дальше за нас будет думать и работать наш дорогой раб на галерах. Друг семьи...
|
В последний день января, вечером, полседьмого, когда я, как обычно в такое время, сидел в редакции нашего издательства перед компом, раздался звонок, и голос Якова Аркадьевича Гордина, соредактора журнала "Звезда", писателя и публициста, человека в городе известного, сказал: "Игорь Юрьевич! А почему вы не у нас? Вам должны вручать премию..." Разумеется, я ждал этого дня, ждал, что меня, как было обещано, заранее предупредят. Не предупредили, полагаясь один на другого. Так что мне пришлось бросить все дела и срочно мчаться на другой конец города, В семь часов, когда я выскочил из станции метро "Гостиный двор", чтобы по морозцу двинуть на Моховую, напротив, у поребрика, уже стояли полицейские машины, включая пару автобусов, и ходили по тротуару тепло одетые полицейские... Пересекая Невский по подземному переходу, я подумал, что, видимо, они готовятся к протестной акции по поводу 31 статьи Конституции. Поздно вечером, по телику, я видел как это было. Кто-то истошно закричал в мегафон, несколько человек тут же развернули протестные плакатики, тут же протестантов взяли в плотный круг омоновцы в шлемах, кого-то потащили в автобус, а полицай-офицер, тоже с мегафоном, призвал расходиться, поскольку акция не санкционирована. Расходиться, впрочем, было почти некому - на сей раз холод был на стороне власти. Будет он, увы, на ее стороне и 4 февраля в день Марша несогласных... Я же по этому холоду добрался до редакции "Звезды", и даже вовремя, так что Гордину не пришлось из-за меня затягивать собрание... Ну, а остальное было в рамках процедуры. Меня наградили, я выступил, на фуршет не остался и сразу ушел. Среди тех, кто после процедуры меня лично поздравил, были Саша Кушнер, Галина Гампер, Илья Штемлер. Несколько хорошо знакомых мне писателей-коллег не подошли и не поздравили - видимо, просто не успели. Не могу же я допустить, что даже маленький чужой успех вызывает ревность и зависть...
Несколько слов о самом романе, отмеченном редколлегией "Звезды" как лучшая публикация года. Я вернулся из Египта в марте 1970 с обожженной душой и долго не мог вернуть ее на родину - холодную, неотзывчивую, как бы спящую тупым ледяным сном... Странное дело - я ни разу в этой четырнадцатимесячной загранкомандировке не скучал по России, хотя бы по ее снегу. Может, потому что я жил среди русских, в русской среде? Может быть. А может, и по другим причинам. Ответить на это я и пытался в романе... Первый рассказ о Египте я написал спустя два года после возвращения, потом еще один, потом еще. Всего четыре: "Бассейн", "Золотистые как пчелы", "В Александрии", "К пирамидам". Три из них были напечатаны в многотиражке, где я тогда работал. И все они в том или ином виде вошли главами в мой роман, написание которого растянулось почти на сорок лет... Многое из ранее написанного по разным причинам не вошло в окончательный текст. Закончив роман, я послал его в Москву своему другу по той боевой египетской поре московскому журналисту Толе Коваленко (Фоменко - в романе). Я сказал ему: все, что тебя не устроит из написанного про тебя, я исправляю или выброшу. Его все устроило . "Если это напечатают, это будет бомба" - сказал он. Напечатали. Если это и бомба, то она не взорвалась. О причинах можно только гадать. От Толи же я узнал, что в Москве после 1996 года, когда с "нашей" войны был снят гриф секретности, появился Совет ветеранов-участников боевых действий в Египте. И что он, Толя получает как ветеран военную, так называемую афганскую, надбавку к пенсии. Оказалось - это 1500 (тысяча пятьсот) рублей. Выступая перед собравшимися в "Звезде", в том небольшом уютном зале, с лепным потолком, уже кое-где осыпающимся, я, как нынче выражаются, озвучил эту позорную сумму...
|
Интернет протестует против предложенного Конгрессу США закона, который поставит крест на распространении контента в глобальной Сети. Бастуют даже Wikipedia и Google. Что же важнее — право автора или свобода выбора? Для начала - большая цитата из ЖЖ букеровского лауреата писателя Александра Иличевского.
"Я не являюсь чистым потребителем литературных текстов. Я выступаю в двух лицах. Во-первых, писателя — человека, который этот электронный контент производит и чьи копии распространены в онлайне. Во-вторых, читателя, который контент потребляет. Так что могу судить о проблеме с двух сторон. И, знаете, мне знакомо это ощущение разочарования: пишешь книжки, тратишь на это много времени и труда, а потом обнаруживаешь, что они в свободном доступе выложены в Сети. Я человек семейный и должен кормить своих детей — меня такая коллизия озадачивает. Возникает ощущение, что тебя просто обделили. Для меня совершенно очевидна польза от свободного доступа к текстам молодых авторов, больше заинтересованных в промоушне, чем в символических роялти. Но этот парадокс не оправдывает тех, кто увлекается незаконным тиражированием контента. Поэтому, увидев, что меня обделяют, я в числе прочих авторов подписал письмо президенту с просьбой ограничить бесконтрольные скачивания. На следующий же день в ЖЖ разгорелась дискуссия. Ко мне пришли — уже не помню их фамилии — довольно разумные люди и объяснили мне мою неправоту. Таким образом, я смог увидеть проблему в стереоскопическом виде. То есть встать и по одну, и по другую сторону. С этим случаем совпало еще одно событие. Мне написал письмо студенческий друг из США. Он эту проблему знал лучше, нежели все известные мне люди, поскольку всю жизнь провел в Силиконовой долине. Словом, предельно авторитетный человек. И он объяснил, что я не прав хотя бы потому, что эпоха тотально меняется. И хоть ты тресни, но текстовый контент будет рано или поздно свободным. Как когда-то начали летать самолеты — и летают до сих пор, и невозможно загнать это изобретение в чулан и посадить под замок. В музыке смена вех уже произошла. Сетевое распространение МР3-файлов обрушило основу всего бизнеса музыкальных носителей. Рухнули бюджеты, а за ними и производство. При этом, должен признаться, я очень люблю тексты на электронных носителях и считаю, что bookreader — прекрасная вещь. Недавно я собственными руками вынес на помойку восемь столитровых рюкзаков старых книг в надежде на то, что их разберут. Действительно, разобрали. А я разгреб свой кабинет, который был доверху завален книжками, и теперь чрезвычайно счастлив. Между прочим, я и читать-то стал больше именно потому, что электронная книга очень удобна для глаз. И разрешение там великолепное, и размеры компактные. А зарабатывать уже сегодня можно и нужно по-другому. Вот возьмем, к примеру, «Википедию». Она зарабатывает с помощью пожертвований. Я считаю, что писателям этот путь тоже вполне по силам. Условие одно: нужно сделать контент разумно дешевым. Как ни странно, именно в этом случае доходы будут самыми ощутимыми. Дешевые цифровые издательства уже появились. Я был счастлив найти в электронном виде собрание сочинений Константина Вагинова, радостно скачал себе «Козлиную песнь», «Труды и дни Свистонова» и все остальное. Стоило это буквально копейки. Почему у электронных издательств дешевое производство? По причине отсутствия, во-первых, бумажных носителей и полиграфических издержек и, во-вторых, отчасти корректорско-редакторской правки. Поэтому есть все шансы сделать так, чтобы удовольствие от чтения было по карману всем. К сожалению, у нас в книгораспространении огромное количество посредников — нахлебников и спекулянтов. Они располагаются между издателем и розничным торговцем, и каждый хочет урвать себе копейку. Когда я поинтересовался, какой путь проходит бумажная книга от издательства до книжного магазина, мне нарисовали 7 или 8 пунктов, которые необходимо преодолеть. Цены из-за этого растут, причем на авторских гонорарах это почти не отражается. Ведь если в европейских странах — Англии, например, — автор получает свой процент с розничных продаж, то у нас с оптовых. При электронном распространении файлов вся эта цепочка нахлебников рушится. Книга обретает прямой путь от издателя к читателю. Повторю еще раз: электронный контент должен быть оправданно дешевым. «Википедия» недавно провела мощную пиар-акцию по сбору благотворительных средств. Они ей действительно нужны. Уверяю, что нужны они и писателю. И у него должны быть свои возможности собрать пожертвования. Мне иногда говорят: «Это утопия. Разве наш народ в массе способен жертвовать?» У нас, мол, другой уровень жизни и другая психология. Но я уверен: все изменится. Как писатель я даже заинтересован в том, чтобы мои тексты выходили в электронном виде. Мои книжки продаются за 300—400 рублей. А в электронной версии — за 70—80. «Упадет доход, лучше продавать на бумаге», — говорят мне. Разумеется, доход поначалу будет падать. Но держась за бумажные копии, вы препятствуете изменению мира. А мир меняется к лучшему. Сейчас происходит реальное воплощение мечты Михаила Бакунина, великого русского анархиста, который мечтал об умном союзе автономных личностей. Вся структура мира уже пронизана горизонтальными связями, на основе которых и могла бы появиться прекрасная умная анархия. Сеть — основа сегодняшнего мироустройства. Государство существует только потому, что люди не могут договориться и ищут посредника. Но уже скоро люди научатся договариваться сами. Без всяких антипиратских законов". http://a-ilichevskii.livejournal.com/334533.html (конец цитаты) Не знаю, что сегодня произошло, но когда я набираю в поисковике Яндекса свою фамилию с инициалами, то получаю 6 млн. ( 6 000 000) ответов. Позавчера был еще лишь миллион. Что за этим стоит? Во всяком случае, это не имеет никакого отношения ни к моей писательской известности, ни (как принято думать) к сопутствующему ей материальному успеху. Отнюдь для того чтобы потешить свое самолюбие, я набираю далее название своей повести "Американочки" (Америка-ночки), затем "скачать бесплатно" и получаю 670 тысяч ответов. Тоже самое проделываю с "Маньяком" - 556 тыс. ответов. С "Массажистом" - 108 тысяч ответов... Ну что ж, начнем с "Америка-ночек". Захожу по ссылке, допустим, на сайт http://www.razym.ru/ и узнаю, что моих Америка-ночек скачивают на четырех скоростях. Итак: 100831 скачиваний - полная версия 145 115 - на большой скорости 129185 - по прямой ссылке 115240 - торрент В том, что это действительно бесплатное скачивание, я сильно сомневаюсь, поскольку при кнопке "скачать" начертано следующее: Регистрация Для получения полного доступа, а также возможности скачивать без ограничения скорости. Введите Ваш номер телефона, на него придет СМС с кодом активации. Этим вы подтверждаете, что вы РЕАЛЬНЫЙ человек. Введите номер мобильного телефона: например: +79008007060
(Сто против одного, что с вас слупят энную сумму - И.К.)
Такую же проверку я проделываю со своим "Маньяком", с "Массажистом", с "Пробуждением улитки", с "Портретом Иветты" и даже с "Египтом -69", который, ну, никак не может быть в Интернете полностью, поскольку в свободном доступе я опубликовал только отрывки из него на своем сайте и на сайте журнала Сетевая Словесность, а журнал "Звезда" открыл доступ лишь к его половине... Итог моих познавательных действий: все эти вещи роднятся в одном - каждая из них скачана в четырех вариантах суммарным числом примерно 500 000 раз. Самое интересное вот что. Права на электронную продажу моего контента имеет лишь компания Литрес (litres.ru), с которой у меня заключен соответствующий договор. Выходит, что все остальные сайты действуют противоправно, то есть являются пиратскими. От компании же Литрес за год продаж я получаю примерно 5 тысяч рублей ( 5000 рэ). И это, ребята, все. Мне, конечно, очень нравится то, что написал мой коллега Александр Илличевский, меня вполне устраивает и то, что мои тексты, оказывается, активно скачивают, но мне совсем не нравится, что я ничего за это не получаю. И откуда он взял свои 70-80 рублей? Если бы я хотя бы по рублю получал за одно скачивание, (берем шесть вышеназванных произведений и умножаем на 500 000 раз), то имел бы сумму 3 млн. рублей. Но не будем горячиться и разделим ее, скажем, на три года продаж - то есть по 1 млн. в год. Мне и моей семье этого вполне бы хватило - я бы не ходил каждый день на службу, а сидел бы где-нибудь в тихом местечке, у моря или у лесной опушки, и писал новые вещи, радуя своих читателей и приумножая свое благосостояние... А ведь это я вам привел цифры лишь с одного сайта, закрыв глаза на остальные, коих, напомню 556 тысяч без одного. Как вам такая арифметика? P.S. Если я чего-то не понимаю и подсчеты мои никуда не годятся, буду очень признателен за пояснение и вразумление. Ваш И. Куберский, писатель
|
Ушел Саша Житинский. Умер в Финляндии, в гостях у брата, спустя шесть дней после своего дня рождения. Болячек у него было много, но он не обращал на них внимания, продолжая жить как всегда — на полную катушку. Он любил жизнь и, какой бы она ни была на самом деле, делал из нее увлекательную игру, куда входили его любовь к литературе, к женщинам, к вину, к спорту, к питерскому року, к путешествиям, к молодым талантам и пр. Его окружало очень много людей, которые нуждались в нем, и в которых он сам нуждался. Он был отзывчив на все новое и до последних дней не утратил ни грана интереса к жизни. Большая часть его книг написана о том, чего не бывает, - о другой реальности, которая рождалась в его голове и загадочным образам отражала те самые времена, в которых мы живем. Сказочник и фантазер, он тем не менее был вполне успешен во многих своих начинаниях, которые можно обозначить словом предпринимательство. Не угождая, он умел ладить и с властью и с теми, кто с ней не в ладах. Он многим помог, в том числе и мне, когда в девяностые годы для так называемой творческой интеллигенции вопрос выживания вышел чуть ли не на первое место. Мы с ним никогда не были друзьями — связывали нас разве что литературные интересы и сотрудничество на издательской ниве — но добрые отношения сохранялись между нами все сорок лет нашего знакомства. Эпоха Интернета подарила ему новых друзей по всему миру — и каждое лето он с семьей отправлялся к кому-нибудь в гости. А эти конкурсы, эти встречи участников ЛИТО им. Стерна, которое он придумал и вел... На одной из таких встреч довелось выступать и мне — до сих пор на youtube хранится эта запись - я тогда начал с рассказа о самом Саше, хотя он сидел рядом... Дима Быков написал, что считает его чуть ли не святым. Да, в последние годы Саша стал чаще говорить о Боге. "Бог — это совесть", - написал он не так давно в своем блоге. Совестливость.... — это действительно было одним из его основополагающих качеств. Помимо выдуманных вещей, у него есть вполне реальные, чуть ли не автобиографические, истории. Например, повесть о любви - драматическое повествование о семье и разрыве. Помню, как когда-то, еще в семидесятые, на ЛИТО в журнале "Звезда" мы обсуждали ее. В ней было две части — одна от имени героя, другая — от имени героини, то есть о том же самом, но в женском преломлении. Саша объяснял тогда, что было бы несправедливо, если бы он не дал право голоса той стороне... Однажды поздно вечером, лет двадцать назад, он позвонил мне и стал извиняться. Извиняться ему передо мной было абсолютно не за что, о чем я ему и сказал. « Все равно, - ответил он, - я прошу у тебя прощения». Как я потом узнал, в тот вечер, пусть и подогретый вином, он просил прощения у многих, к кому питал какие-то чувства. Ему это было важно. Возможно, это произошло в русский праздник «Прощеное воскресенье», о чем я, некрещеное дитя 1942 года, тогда не догадался. Недавно я где-то у него прочел, что во время войны, в эвакуации, он жил в Куйбышеве. В Куйбышеве в ту пору жил и я. Я все собирался позвонить ему и спросить, не знает ли он тот свой адрес. Потому что я из полученных так называемых наградных листов своего отца узнал, что мы жили на улице Ворошилова, дом 170, кв. 5. Что если наши мамы водили нас мимо друг дружки? Но в последний раз я позвонил ему совсем по другому поводу. Это было в субботу вечером 14 января... А 25 января его не стало.
Чудо литературного текста в том, что он сохраняет эманацию своего творца. И в этом смысле человек пишущий — бессмертен. Когда-то на меня произвела большое впечатление его знаменитая «Лестница». Через сорок лет он написал ее продолжение под названием «Плывун», которое мне еще предстоит прочесть. И я не знаю, чем там все кончится, но версия такова: покидая данные нам пространство и время, входишь в другую реальность, где ждет новое путешествие.
|
"В общем, Путин практически молчит. Иногда он говорит, но то, что он говорит, является огромными ошибками психологическими, информационными, эстетическими". Из интервью "Особое мнение" - А. Проханов на Эхе Москвы от 18 января 2012 Это очень похоже на то, что я написал в своем блоге от 26.12.2011: "Впрочем, после митинга на Болотной у премьера был шанс вернуть себе доверие, но он все сделал с точностью наоборот - оскорбив народ и в натужливой попытке быть остроумным совершив эстетическое самоубийство". Хотя я на 200 процентов уверен, что державник Проханов даже не подозревает о существовании этого блога, равно как и о его авторе... На зато он наверняка слышал об общем информационном поле, которое, невидимое, как нейтрино, прошивает нам мозги каждую секунду... Так плохо или хорошо, что Путин молчит, пока оппозиция разговоры разговаривает? Пожалуй, он правильно делает, потому что стоит ему открыть рот, как оттуда, как в русской сказке, выскакивают лишь лягушки... То про этнических грузин, то про бандерлогов с контрацептивами, то про то, как кого-то "забуцкать" за углом. Приблатненный язык - это ведь признак особенностей менталитета...А оппозиция тем временем захлебывается в велеречивости и тем самым, подозреваю, начинает себя топить. Пишут, рейтинг премьера снова поднялся. Нет, что ни говори: слово серебро, а молчание золото. До последнего времени для меня, снова поневоле заполитизированного ( как в 90-х), чуть ли не единственным чтивом оставались сюжеты на Эхо Москвы - весь, так сказать, веер мнений и оценок нынешней ситуации в России, от Навального до Березовского... Но уже намечается тенденция свертывания протестности, из-за чего и я снова начинаю терять интерес к политике. Ибо та политика хороша, которая соответствует твоим упованиям, а очень похоже, что им в очередной раз не сбыться. Впрочем, очередной приход Путина к президентству, что допускают даже его ярые противники, будет по убеждению многих, в том числе и моему, лишь Пирровой победой, после чего все-то и начнется по-серьезному... Так что наберемся терпения и доживем. В конце концов, если глубже копнуть, то неважно, где мы родились - в России или в Зимбабве, и кто у нас президент. Важно, что мы появились на свет на планете Земля. Этот исключительный по Теории вероятности факт никак не связан с политикой и госустройством, а разве что лишь с Высшим началом, которое нам все равно не постичь. Но нам дается шанс осознать самих себя и смысл своего кратковременного пребывания в подаренных нам времени-пространстве...
Собственно, я собирался написать совсем о другом. И это другое связано с информацией о скандальной "Цитадели", которая вопреки всему была выдвинута от России на премию Оскара и которую Американская киноакадемия прокатила, даже не включив в длинный список претендентов. Я, конечно, с большим удовлетворением воспринял это известие, так как отношу себя к кинозрителям, категорически не принявшим трэш-сказку о ВОВ под названием "Цитадель -2". Ну, про нее в сети много чего написано, и нет смысла повторяться, как много написано и про полный провал последнего кинотдетища (кинобастарда) Андрея (Андрона) Кончаловского "Щелкунчик и Крысиный король". Так вот несколько мыслей об этом общем для нынешних Михалковых явлении. В чем же все-таки дело, где тут собака зарыта? Почему оба весьма неглупых братца, за плечами которых действительно есть неплохо сработанная продукция (хотя и не выдающаяся), потерпели сокрушительное фиаско? Думаю, ответ лежит вне категорий творчества - то есть в категориях рынка, в сфере купли-продажи, в, так сказать, голливудской модели кинопроизводства: мы вам качественную залепуху типа Аватара, или Убить Билла ( где все абсурд), вы нам - бешеный кинопрокат и кучу бабла. Вот по этому пути и пошли наши братцы, отказавшись от собственного художественного кредо (если оно было), наработанного в те годы, когда бабло, как я надеюсь, еще не застило им горизонт. Прокатного бабла срубить не удалось - фильмы провалились.
Но почему? Почему пипл, для которого по тыщу раз проверенному голливудскому рецепту была и изготовлена михалковская хавка, не стал это хавать, причем, не только в России, но и в Европе и в самой Америке, где эстетические критерии кинокачества почти целиком ориентированы на тинейджеров с банкой попкорна в левой руке? Почему у них это получается, а у нас нет? Если честно, я не знаю ответа. Но когда я вижу, как по каким-то подземным коридорам несется на супермотобайке за Щелкунчиком и девочкой Мэри Крысиный король, строча из пары счетверенных пулеметных установок, и когда некто, похожий на Эйнштейна, с невыносимым еврейско-местечковым акцентом поет песенку про теорию относительности, все во мне вздрагивает, и я понимаю, что это п...ц. Равно как и у младшего братца - когда идут в атаку на "Цитадель" 15 тысяч зомби с черенками от лопат... В прошлом пианисту, выпускнику Московской консерватории, Кончаловскому и музыка к Щелкунчику не очень-то показалась, и он втюхал туда и отрывки из Первого фортепьянного концерта, и темы из 5-й симфонии... в пошлейшей аранжировке Э. Артемьева.
И тут и там получилось что-то абсолютно неудобоваримое, получилось эстетическое самоубийство, о котором совсем по другому поводу рассуждали поврозь я и Проханов...
| « 1 2 ... 55 56 57 58 59 ... 70 71 » |