Вечером в вагоне метро по пути с работы, стоя, как обычно, после сидячего дня, Локас скосил глаза на развернутую в руках пожилого мужчины газету и прочел заголовок статьи: «ГАДЖЕТЫ МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ БЕССОННИЦУ». Фу ты, черт! Так вот почему он, Локас, уже с неделю всю ночь ворочается с боку на бок, пытаясь заснуть… Это ведь он из страха, что все подорожает, купил себе новую игрушку «фонпад Асус 7», то есть телефон и планшетник в одном флаконе. Вот и наигрался...
- Ну и гад же ты! – невольно воскликнул Локас, неизвестно к кому обращаясь, но пожилой мужчина, настороженно глянув на него, на всякий случай отодвинулся подальше – благо вагон полупустой…
|
С реальной жизнью Локас сталкивается лишь два раза в день — по пути на службу и обратно. Все остальное — в виртуале... Так что все наблюдения Локаса — они в метро: сорок минут туда, сорок назад. Сегодня он обратил внимание на то, что люди не смотрят друг на друга прямо, не поворачивают головы, а лишь скашивают глаза в нужном направлении. Раньше, вспоминает свою молодость Локас, смотрели более открыто. Теперь же — настороженно, с опаской. Так, наверное, люди смотрели друг на друга в 1937-м... Жаль, больше некого спросить. А еще сегодня мимо Локаса прошелся по вагону молодой чеченец с баяном-гармошкой. Наигрывал знаменитое латино-американское «Беса ме, беса ме мучо», что можно было бы перевести известными стихами «Ну целуй меня, целуй / Хоть до крови, хоть до боли»... Впрочем, мелодия с трудом прорывалась сквозь ритмы более близкой чеченцу лезгинки. И Локас подумал: вот так и отзывчивая (по Достоевскому) русская душа усвоила из мировой культуры лишь то, что потянула... Да и опять же - на свой собственный прихотливый лад.
|
Ну вот, цены взлетели, а зарплаты упали, и Локас, мечтающий о бутылке красного сухого вина к концу недели, больше не может себе это позволить. А сегодня плюнул, зашел в винный отдел, с ненавистью посмотрел на все эти новые ценники и остановился взглядом на 129 рублях: каберне, красное сухое, производство Кубань и какое-то обескураживающе простенькое название «Солнце юга». Купил, хотя и не конец недели, а всего лишь середина, принес домой, открыл под иронические реплики жены, сказав ей: «Можешь не пить», налил и продегустировал. Аатлиичное вино! Вспомнил свое студенчество, Крым, бочковое белое - двадцать, позднее сорок копеек стакан... Жена не выдержала, тоже попробовала и подтвердила: «А что, вполне». Спрашивается: какого черта они уже столько лет поили себя втридорога испанским или, на худой конец, чилийским вином? (Французское, итальянское – беее…)
|
«Моя позиция — я люблю Россию и Путина. Я люблю все, что он делает, я преклоняюсь, что бы мне ни говорили, я считаю, что он должен быть тираном и диктатором, иначе Россия развалится, а я ее так люблю! Я за него однозначно, и пойду за ним куда угодно». Актриса Ирина Алферова 8 сентября в интервью порталу Super.ru. *** «Приехала моя подруга, которая 18 лет живет в Нью-Йорке, общается с американцами по бизнесу. Она много лет работает на Манхеттене. Она говорит, что американцы настроены против Обамы. Они его ненавидят. Они говорят, что Путин гений. Я испытывала чувство гордости, потому что правда Путин гений». Певица Лолита Милявская 5 июля в эфире радиостанции «Говорит Москва». *** «Нашего президента я могу считать отцом нашего семейства. Или просто папой. Мне нравится Владимир Владимирович. И как мужчина, и как политик. Но в первую очередь он для меня президент. А главное качество президента — быть мужественным, а это значит уметь брать на себя ответственность. Любое государство — это семья. Семью нужно беречь; я считаю, что он хороший хозяин». Соведущая телепередачи «Давай поженимся» на Первом канале Роза Сябитова 9 августа в интервью газете «Собеседник». *** Локас давно заметил, что женщинам нравятся люди знаменитые и богатые, особенно если притом еще и президенты. Но он никак не ожидал, что вышеупомянутый господин нравится и его жене, то есть жене самого Локаса. И не только нравится — она его просто обожает. И в тот миг, когда это открылось, Локас наконец осознал и другое - почему он сам нынче фактически прозябает. Да, именно потому, что президент ему не нравится. Ну, не нравится, и все тут. И с этим Локас ничего поделать не может. Но теперь у Локаса подспудный молчаливый вопрос, типа когнитивного диссонанса: если его жена так обожает президента, то почему у нее пенсия всего 6000 рублей, и Локасу приходится пахать за двоих.
|
К хору призывающих запретить в России прокат «Левиафана» с каждым днем присоединяются новые голоса. До боли, еще по совку, знакомая кампания: так шельмовали Пастернака, Солженицына… А ведь и «Доктор Живаго», и «Архипелаг ГУЛАГ» стоят сегодня на книжной полке каждого вменяемого гражданина России. «Я один, все тонет в фарисействе…» — говорил пастернаковский Гамлет.
Что же случилось с кинокартиной Звягинцева? Режиссер поднес зеркало к носу сегодняшних фарисеев и временщиков. Им, творящим произвол в тесных скрепах с судом, силовиками и церковью, это, конечно, не понравилось. Фильм-притча попал в болевые точки сегодняшней России, где Зло — в победителях. Причем, Зло побеждает цинично, нагло, под духоподъемную проповедь высокопоставленного клирика. Всё, как в нашей сегодняшней реальности, — достаточно выглянуть в окно или включить программу Дмитрия Киселева…
В девяностые годы самой расхожей у нас была фраза: «Ведет ли эта дорога к храму?» Спустя четверть века можно с уверенностью сказать: «Эта дорога к храму не ведет».
Возможно, в России фильм не вызывал бы ажиотажа, если бы не раздражители — в виде премии в Каннах, «Золотого глобуса», а теперь еще и номинации на «Оскара». Как это перенести тем, кто пуще развала страны озабочен нашей «самостью», нашим ни на что в мире не похожим особым кодом, но прежде всего — собственной кормушкой?
Такое ощущение, что от того, как в ближайшие недели выстроится отношение официальной власти к фильму «Левиафан», будет зависеть, как скоро мы выберемся из экономического тупика (про духовный пока даже не заикаюсь). Но если власть не допустит выход фильма на широкий экран, если и дальше погонит волну ксенофобии со всякими там гневными письмами деятелей культуры, казаками, хоругвеносцами и Уралвагонзаводом, то тогда и наши беды — надолго. Ибо выход из них — это возвращение к реальности, к здравому смыслу, который, похоже, временно утерян.
(Я на Эхе Москвы). 17 января, 2015
|
В вагоне метро молодой человек, оторвавшись от смартфона, увидел седого стоящего Локаса и вскочил: - Садитесь, пожалуйста... - Спасибо, я постою. - Это я постою, а вы садитесь... - Я не хочу - Я же вам уступил. - Спасибо, но я не просил. Лучше постою. - Но я уже не могу сесть. Мне придется стоять. - Стойте. Ваше право... - У... козел. - От козла слышу. - Пошел ты нах... - Ты уже там...
|
На работу Локас отправляется к трем часам дня – раньше там просто нет свободного рабочего места. Экономия… И вот стоит Локас в вагоне метро у дверей (сидеть не любит, на службе еще насидится), и в двери на остановке бодрой походкой входит мужчина. Лет сорока, южного типа, лысоватый, с палочкой. Входя, попутно бросая мужской взгляд на двух девушек у двери, но затем… Затем преображается: скукоживается, опирается на палочку, плечи опущены, ступни внутрь, и жалким гнусавым голосом заводит: «Извините, что я к вам обращаюсь… поможите, кто может…» Инвалид, блин… Поздно вечером, по пути со службы, тоже стоя, Локас оглядывает вагон с пассажирами, и что-то тут не так…. То есть совсем другой вид, нежели до Нового года. Куда делись эти привычные глазу скопления киргизов-таджиков-узбеков, когда почему-то становилось не по себе? Нету. Почти никого нету. Ага, уехали на Новый Год. Уехали и вряд ли торопятся обратно. Кому нужен деревянный рубль? Сами за него работайте, блин…
|
По пути на службу в вагоне метро Локас обратил внимание на какую-то рекламу, где был использован знаменитый Медный всадник. «Какой, однако, у лошади длинный хвост…» - подумал Локас, хотя про хвост знал всегда, еще с тех пор, как сам водил экскурсии по Питеру. Ну, это понятно: если ты скульптор и ставишь коня на дыбы, то ищи третью точку опоры. Хвост получился такой длинный, что с ним конь или лошадь ( Локас ни разу не проверял) мел бы хвостом землю за собой. Но вот ведь - это совсем неважно. Памятник офигенный, один из самых, а, может, самый-самый в мире... А вот, скажем, памятник Николаю Первому неподалеку – он совсем замороженный (как какой-нибудь кондотьер Венецианской республики), хотя и уникальный – всего две точки опоры, для чего в задние ноги лошади насыпали несколько пудов свинцовой дроби. Но при всей своей стильности памятник – никакой. Недаром Герцен отзывался об императоре – «взлызистая медуза с усами». Да, на тридцать лет эта медуза подморозила нам Россию… К чему это Локас? А к тому, что в искусстве правда и правдоподобие – это совершенно разные вещи. Правде иногда может понадобиться ну очень длинный хвост.
|
Есть два таких литературных деятеля, несомненно одаренных, с наисимпатичнейшими физиономиями, то и дело мелькающими на страницах СМИ – бумажных и электронных – равно как и на телеэкране. Оба отмечены и тем, что еще не так давно, ну, несколько лет назад, были чуть ли не в рядах оппозиции и задавали власти неприятные вопросы. Не то теперь. Как же был удивлен Локас, прочтя у нынешнего лауреата премии то ли «Большая книга», то ли чего-то поменьше, как этот самый лауреат напустился на оппозицию (где она теперь?), грозя ей, если та начнет залупаться, очень серьезными людьми из ДНР, которые шуток не понимают, имея в руках железные аргументы. И тогда, резюмирует лауреат, эти самые, которые пятая колонна, в слезах и соплях побегут к нашему главному, к нашему всему, чтобы он их защитил, чтобы он их спас. И Наше Все, резюмирует лауреат, конечно же, их защитит, конечно же, их спасет. Потому что Оно и есть высшая справедливость России. Ну, а вторая одаренность, которая помоложе и даже с волосами на голове, обещает нам к тому же цикл духоподъемных рассказов о ДНР, хотя, в отличие от первой, и старается проскочить между струек. Не удивительно ли, размышляет Локас, что у обоих дарований такие говорящие фамилии – ПРИЛЕПИН и почти ШАРКУНОВ.
|
На последнем Всемирном русском народном соборе, проходящем в Москве, должны принять «Декларация русской идентичности». Зачем, мне неведомо. Ведь по сути это ведет к дальнейшему межнациональному напряжению в РФ. И не только в самой стране, но и вовне. Вот текст из проекта Декларации: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий на русском языке; признающий Православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Тут сразу возникают вопросы:
насчет этнических предпочтений: это что, национализм? Разве возбраняется любовь сразу к нескольким этносам? Скажем, великий русский писатель Владимир Набоков был англоманом...
насчет православного христианства как ОСНОВЫ национальной духовной культуры: В статье 14 Конституции РФ в п.1 написано, что «Российская Федерация — светское государство». Мы, между прочим, пока еще действительно светское общество, и 70 лет пропаганды атеизма даром не прошли. Это отражено в нашей культуре, в искусстве, в литературе, в нашем менталитете. Да и до Октябрьской революции 1917 года создано немало антирелигиозных произведений. Куда это теперь? Или атеист больше не русский человек? И как быть с продекларированной свободой граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии? И разве принявший католичество великий русский философ Владимир Соловьев больше не русский?
Солидарность с судьбой русского народа? А солидарность с судьбами других народов? Или они хуже, не заслужили? Нам наплевать? Или человек, болеющий за судьбы и других народов (да хоть за тех же западных славян), не может быть русским? Похоже Пушкин, писавший о народах, которые «распри позабыв, в великую семью соединятся», был более русским, чем нынешние идентификаторы.
( я на "Эхе Москвы", 15 ноября)
| « 1 2 ... 37 38 39 40 41 ... 70 71 » |