Это стихотворение Пастернака продолжает крутится в голове:
Есть в творчестве больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь, И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем, Когда её не утаим. Она всего нужнее людям, Но сложное понятней им.
В блоге о Пушкине я привел лишь вторую строфу. Но вот посмотрите, что там дальше:
Но мы пощажены не будем, Когда её не утаим.
Как это понять? Мы будем наказаны за простоту? Кто нас не пощадит? Люди, которым она нужней всего? Но почему? Не потому ли, что простота правдива? А, сказано, что ничто так не оскорбляет людей как правда. Итак, за простоту, то есть за правду, не жди пощады...
Далее:
Она всего нужнее людям, Но сложное понятней им.
Что "всего нужнее" — это так. Простота, то бишь правда (истина) конструктивна, ее вектор — развитие, движение в будущее. Но почему же «сложное понятней» людям? Так ли это? Скорее, сложное им привычней, приятней. Так гуру говорит с учениками намеками, аллюзиями, притчами, не сталкивая с истиной (правдой) в лоб, ибо для некорепшего ума такое столкновение может оказаться смертельным. То есть в сложном, как в мягкой обертке, как пузырчатой упаковке, купается наше человеческое дилетантство.
Вот некоторые афоризмы о простоте.
Не корчите из себя ничего; простота есть отпечаток гения. К. Берне Простота есть сознание своего человеческого достоинства. П. Буаст Простота есть ближайшая родственница ума и дарований. Ф. Глинка Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств. Ж. Д’Аламбер Показная простота — это утонченное лицемерие. Ф. Ларошфуко Простота делает жизнь не только более приятной, но… и более чистой и прекрасной. М. Монтень Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели — возможные, слабости — необходимые… Л. Толстой Простота есть необходимое условие прекрасного. Л. Толстой Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее. Л. Толстой Менее всего просты люди, желающие казаться простыми. Л. Толстой Язык правды прост. Сенека Ауций Анней (Младший) Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Новый Завет. Евангелие от Матфея Простота — это не только самое лучшее, но и самое благородное. Теодор Фонтане Чем проще человек выражается, тем легче его понимают. Джеймс Фенимор Купер В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное — это простота. Генри Уодсуорт Лонгфелло Нет ничего проще, чем величие; воистину, быть простым — значит быть великим. Ралф Уолдо Эмерсон Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Жорж Санд Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности. Михаил Михайлович Пришвин
И напоследок - отрывок из романа «Доктор Живаго» Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала».
|
Снова куда как актуальной стала моя карикатура, помещенная здесь еще три с половиной года назад. Делаю апдейт.
ИЗ ЖИЗНИ БУКВ...
|
В последние месяцы утро у меня начинается с чтения блогов на «Эхе Москвы». Невеселое, скажу я вам, занятие. Власть плохая, экономика ни к черту, внешняя политика туда же, принят живодерский закон о митингах и собраниях и так далее. Почитал я с утречка и вижу - ни одного блога о том, что сегодня день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Дай, думаю, напишу про него у себя на сайте, тем более что давно сюда ничего не писал. С мыслями о Пушкине и поехал на работу и по пути мысленно же сочинял о нем. Однако во второй половине дня в новостях Инета появились сообщения о праздновании ДР Пушкина в разных городах нашей страны и даже за рубежом... Прорезались соответствующие блоги и на «Эхе Москвы». В связи с чем желание написать что-то свое поубавилось. Да и что, право, можно добавить к уже написанному и сказанному? И все же... Ведь и у меня, помимо общепринятого, есть свое абсолютно личное отношение к Пушкину. Есть восторг перед его «Евгением Онегиным», равно как и перед стихотворениями «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», «Бесы» и многими-многими другими. Что же больше всего притягивает меня в Пушкине? — его какая-то абсолютная духовная зрелость и свобода. И еще открытость. Этими качествами в той же мере больше не обладал ни один русский поэт и писатель. Ни один. Хотя были и Лермонтов, и Лев Толстой, и Бунин, и Чехов... А если и обладали, то не в такой интонации жизнеутверждения, как у него. Несмотря на трагизм, он ведь самый солнечный наш поэт. Самый теплый. Потому и тянутся к нему до сих пор, чтобы согреться.
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.
Он самый наш русский поэт, хотя, собственно русской крови в нем немного... (евреи, немцы, шведы...) Он писал, казалось бы, так просто, что многие современники даже отказывали ему в поэтичности, предпочитая, скажем, вирши «поэта мысли» В. Бенедиктова. Однако простоту и краткость Пушкин и считал главным условием художественной речи. «Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и проч. Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее». Равно бесхитростна и его чеканная проза, свидетельствуя о поразительном духовном здоровье своего автора. На Пушкине «здоровье» и заканчивается... Уже с Гоголя проза начинает разглядывать темные стороны человеческое нутра, что Пушкин не одобрял. По поводу «Тристрама Шенди» Пушкин обронил: «Стерн говорит, что живейшее из наших наслаждений кончится содроганием почти болезненным. Несносный наблюдатель! знал бы про себя; многие того не заметили б». Это существеннейшее соображение, которым пренебрегли наши самые великие — Достоевский и Толстой. Они-то и стали «несносными» наблюдателями, особенно Лев Николеевич со своим мучительным поиском правды жизни, то бишь истины. Простота... К ней приходили в конце пути многие, в том числе и Борис Пастернак, поэзия которого поначалу навязчиво антропоморфна, где природа, ведет себя как человек... ( «Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках... Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится...») А потом, переболев несметными метафорами и сравнениями, он напишет: В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту.
В пушкинскую, разумеется.
К Пушкину обращаются по разным поводам, как говорится — и в радости, и в печали. Обращаются к нему и в годы лихолетья. «Догадал же меня черт с моим умом и талантом родиться в России» - жаловался он. Но рядом то ли в шутку, то ли всерьез мог написать: «Отечество почти я ненавидел – Но я вчера Голицыну увидел, И примирен с отечеством моим. Из многого прекрасного, что посвящено Пушкину, я все же предпочитаю вот эти стихи Блока:
Имя Пушкинского Дома В Академии Наук! Звук понятный и знакомый, Не пустой для сердца звук! Это – звоны ледохода На торжественной реке, Перекличка парохода С пароходом вдалеке. Это – древний сфинкс, глядящий Вслед медлительной волне, Всадник бронзовый, летящий На недвижном скакуне. Наши страстные печали Над таинственной Невой, Как мы черный день встречали Белой ночью огневой. Что за пламенные дали Открывала нам река! Но не эти дни мы звали, А грядущие века. Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? Вот зачем такой знакомый И родной для сердца звук – Имя Пушкинского Дома В Академии Наук. Вот зачем, в часы заката Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему.
Кстати, с Сенатской площади Пушкинский дом не видно. В 1927 году он был переведен из здания Академии наук (архитектор Кваренги), что на набережной Невы, в здание бывшей портовой таможни, что на набережной Малой Невы.
|
«Кто делает мирную революцию невозможной, Тот делает насильственную неизбежной». (Джон Кеннеди) С середины семидесятых до начала восьмидесятых я работал в издательстве «Лениздат». Сначала редактором, потом заведующим редакцией историко-партийной и военной литературы. После газеты, из которой меня выгнали за идеологические ошибки, работа с книгами мне показалась райской. Это продолжалось семь лет. Потом меня тоже выперли за тоже самое — за идеологические ошибки. Среди прочего при мне была придумана и стала выходить в свет замечательная серия «Библиотека революционных мемуаров "Из искры возгорится пламя"». Всего вышло книг десять. Сегодня я нашел в Интернете нашел вот эту - «Революционеры 1870-х годов» Жанр: История России Серия: Библиотека революционных мемуаров "Из искры возгорится пламя" Издательство: Лениздат Год выпуска: 1986... В сборник входят воспоминания видных революционеров-семидесятников О.В.Аптекмана, В.И.Засулич, С.Ф. Ковалика, рассказывается о "хождении в народ", завершившемся судебным "процессом 193-х", о революционной народнической организации "Земля и воля", о деятельности рабочих кружков в Петербурге в первой половине 70-х годов, о демонстрации у Казанского собора - первой политической демонстрации в России с участием рабочих, об образовании "Северного союза русских рабочих".
Когда меня выгоняли из Лениздата, припомнили мне и эту серию. Ведь там были опубликованы воспоминания участников двух польских восстаний, подавленных Россией (1830-31 и 1863-64 гг). Казалось бы, ну и что ?— кому тогда не было известно крылатое ленинское выражение о царской России как мировом жандарме? Ан, нет... Ведь в ту пору, когда меня выгоняли, в Польше уже набирало силу антикоммунистическое движение «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой … Так я со своей польской фамилией оказался в глазах начальства как бы скрытым пособником «Солидарности». Добавлю, что оба мои непосредственные лениздатовские начальники — главный редактор и директор, сменившие моих прежних и более чем достойных начальников, были людьми серыми, пришлыми, ставленниками обкома КПСС — по сути партийными функционерами и ничем больше. Если искать аналогий, то сегодня они несомненно были бы в рядах Едра... К чему это я? К тому, что в России назревает новая революционная ситуация, и мне далеко не безразлично. как она будет развиваться. Разумеется, не дай бог кровь и гражданская война... Но чтобы такого не случилось, те, кто сегодня у власти, должны проявить максимум мудрости и гибкости. Есть ли это у них? Пока действия властей демонстрируют обратное. Не буду повторять то, что сегодня уже выражено многоголосьем людей, стоящих к политике гораздо ближе меня и больше в ней разбирающихся. Повторю лишь очевидное: чем крепче пытаются завинтить крышку котла, тем сильнее рванет. Странно, что эта расхожая истина, никак не закрепится во властной подкорке. Хотя бы перелистнули аналогичные страницы российской истории.
Если бы мне втемяшилось написать политический роман, то я в первую голову задумался бы над образом главного персонажа, как бы «лидера нации», и попытался бы встать на его место. У меня-то герои другого калибра - художник, дирижер, маньяк, массажист, журналист, военный переводчик, издатель... В каждом из них есть или была какая-то доля и меня самого — где больше, где меньше...
Ну так вот: вообрази я себя президентом, который на каком-то своем сроке вдруг обнаруживает, что он больше не мил народу, и с этим надо что-то делать, то я бы всеми силами постарался бы вернуть утраченную любовь. История — лучший подсказчик, ибо нет ничего нового под луной. В данном случае это когда надо своих закадычных врагов сделать своими друзьями - ну, как тот же Св.князь Александр Невский. Потому что в альтернативе — только уход с поста или террор, типа сталинского. Но для террора маловато силенок — да и время не то, люди не те и железного занавеса больше нет. Отставка же чревата судами, перетряхиванием мошны... Короче, вариант один — договариваться, демонстрировать понимание, приязнь и дружелюбие. Да - уступки, да, на попятную... а как иначе? Это можно было уже сделать несколько раз - это не было сделано ни разу. Сделано же ровно наоборот: объекты народный нелюбви - господин волшебник и господин полицай - награждаются орденами... заодно с одиозным энтэвэшником. То есть нам дают понять, кто главный на татами. Но политика не спорт. Это не кто кого вверх тормашками. Политика — это компромисс, искусство эквилибра всех заинтересованных сторон... Вот этим-то искусством обладатель теперь уже девятого дана, как видно, не владеет. Дума же, готовящая проект закона о миллионных штрафах за митинги, только подгоняет время перемен.
|
Вернувшись вчера вечером в город и прильнув к компу, который я намеренно не брал с собой, читаю о том, что творилось и творится в Москве. Смотрю видео с мест событий. Я обещал больше не высказываться по поводу властей предержащих. Но мне совсем не все равно, что они творят. Вот мнение очень умеренного оппозиционера Гудкова. Я его разделяю. Да, кстати, а Прохоров, которого я мысленно поддерживал и голосовал за него на последних выборах, был на инаугурации, а не на марше протеста. Я понимаю, что политика - это искусство компромисса. И все же... Что ж, как политик он больше мне неинтересен. Вот цитата: Геннадий Гудков поздравил грабителей с наступлением криминального часа 9 мая 2012, 12:00 [ «Аргументы.ру» ]
Генпрокуратура России должна срочно рассмотреть антиконституционные действия московской полиции последних трех суток, заявил в ночь на 9 мая депутат Госдумы, справедливорос Геннадий Гудков.
«С Москвой последние два дня происходят непонятные вещи. Полное ощущение, что в Москве введены военное положение и комендантский час», - утверждает он.
«Если все преступление заключается в сидении на ступеньках памятника и пении под гитару, то мы окончательно превращаемся даже не в авторитарное, а в полицейское, диктаторское государство», - предупреждает Гудков.
«По большому счету Владимир Путин, не успев еще в очередной раз вступить в должность президента, становится очень похож на своего коллегу, господина Лукашенко, который швыряет людей в застенки уже только за одно присутствие на площади или аплодисменты», - считает оппозиционер.
«Я обращаюсь к генеральному прокурору Юрию Чайке с требованием немедленно навести конституционный порядок и призвать к ответственности слишком ретивых стражей порядка, которые, похоже, забыли, для чего они принимали присягу и кого от кого они обязаны защищать», - пишет депутат.
|
Клопы забрались на кровать - Давай не будем им мешать. Все очень просто у клопов - Напился да и был таков. Не то что ненасытный клещ - Он сам не отпускает вещь...
|
Началось с того, что Локас решил обновить свое транспортное средство. Три года покатал на тачке и хватит. Пора новую. Так он всегда и делает. Но в зависимости от текущего уровня жизни транспортное средство у него то попрестижней, то поплоше предыдущего. Но зато всегда новое. На новом три года можно ездить без проблем и запчастей. Вот и теперь настала пора обновы. А для нее Локасу требовалось триста тысяч рублей дополнительно к имеющимся, в том числе за проданную машину. Где взять? Звонит он своей дорогой сестре, что живет в Германии. Так, мол, и так - помоги вспомоществованием, в долг. Естественно, через год верну. Сестра обещает помочь, поскольку, во-первых, родная, а во-вторых, к ее помощи Локас уже не раз прибегал и обещание свое строго выполнял, то есть возвращал и притом полностью, пусть даже за счет занимания у других лиц. Потому что Локас четко помнит: один раз не вернешь, больше не дадут. Короче, посылает он сестре свой валютный счет для перевода денег, и сестра переводит ему часть требуемой суммы, то есть половину. А вторую половину передает с оказией - как раз ее подруга возвращается в родной Питер. С оказией выгодней - никаких тебе банковских сборов и налогов. В назначенный день и час встречается Локас с вечной подругой своей сестры, получает от нее заклеенный конверт с валютой в виде евро, а затем идет в свое отделение Сбербанка, и получает там переведенную на его счет валюту минус процент вычетов. Теперь у него столько, сколько требуется на приобретение новенькой недорогой, но все же импортной тачки. Остается только одна проблема - курс евро последнее время как-то нехорошо падает по отношению к рублю, и менять по такому курсу не выгодно. Вообще, с этим евро теперь одно расстройство. Если осенью евро еще стоило 42 рубля, то сейчас всего 38 с половиной. Ждет он неделю, следя за экономическими новостями в ЕС - дадут кредит Греции или нет, в сердцах проклиная Грецию, в которой он ни разу не был, ждет другую, и вот наконец выпадает ему момент когда евро накануне этого самого кредита подскакивает аж до 39 рублей 10 копеек покупка. Бежит Локас со своими денежками в банк, ну, допустим, в "Энергомаш", где именно такой курс. А там ему вдруг возвращают в щель под окошком две бумажки по пятьсот евро и говорят: "Извините, дорогой клиент, но клееную валюту мы не принимаем. Остальное пожалуйста - а с этим идите в Сбербанк. Правда, там они с вас за порченую валюту возьмут по десять процентов, то есть сто евро потеряете. Но все лучше, чем ничего… - Как так? - говорит Локас, облившись потом - сначала холодным, потом горячим. - Я эту валюту у них и получил. Просто не стал у них менять - сами знаете, какой там курс. - Курс да, - отвечают ему, - у нас лучше, а вот с клееной валютой не работаем. - Как же так, - повторяет Локас, - это ж они мне такую дали… значит все нормально. - Может, для них и нормально, а для нас ненормально, - отвечают ему. - Если бы вы знали, как вы меня огорчили, - говорит Локас и спешит в свое отделение Сбербанка, чтобы устроить там разборку, тем более, что у него есть чек о получении у них валюты, правда, двухнедельной давности, но все равно. Вот приходит он в Сбербанк, направляется к окошку, где операции с валютой, закрывает за собой дверь и, оказавшись в тесном и суверенно-доверительном пространстве, просовывает в щель под окном две эти бумажки, каждая из которых действительно заклеена (одна сверху, другая снизу посередке) небольшой полоской прозрачной липкой ленты. - Вы мне дали заклеенные пятисотки евро, - говорит он. - Вот чек. У меня их не принимают к обмену. Кассирша с бейджиком, гласящим, что зовут ее Елена Михайловна - женщина средних лет, миловидная, но с отрешенным лицом, на котором читается история то ли болезни, то ли семейных неурядиц, поднимает на него взгляд (обычно она этого не делает) и говорит: - Мы в Сбербанке не работаем с клееной валютой. У нас инструкция на этот счет. Я не давала вам клееную валюту. Я прекрасно помню, что дала вам три новые пятисотки. Вы приходили до обеда и я вам еще специально выбирала поновее. И Локас понимает, что его с кем-то путают. - Я не приходил к вам до обеда, - говорит он. - Я был у вас две недели назад. Вот чек. - Две недели, - тяжело усмехается Елена Михайловна, - вот и спрашивайте у того, кто тогда работал. - Я не помню, кто работал, - говорит Локас. - Но такую валюту я получил в этом окне. - Я вам не выдавала клееные купюры, - твердо повторила Елена Михайловна. - Если бы это еще были доллары. А с такими евро мы не совершаем операций. Вы можете обменять их в центральном офисе с потерей десяти процентов от каждой испорченной банкноты. Вот… - И кассирша протянула Локасу одну из зеленых памяток Сбербанка с адресом. Центральный офис значился на улице Красный Текстильщик, дом номер 2. - Это какой-то кошмар, - сказал Локас. - Эти купюры я получил здесь. Моя ошибка в том, что я их не проверил. Я считал, что в Сбербанке не надо проверять валюту на качество. - Везде надо проверять, - был ответ. - Значит не поменяете? - Я вам дала адрес для обмена. - Я это так не оставлю! Я веду блог в Интернете. Я напишу о том, как вы тут работаете. С фамилиями. - Пишите… - Где ваша заведующая? - Вернется на днях из отпуска. Сходите к ней. - Я это так не оставлю! - Ваше право, - сказала Елена Михайловна, больше не глядя на Локаса - настолько он был ей неинтересен. Заведующей действительно не оказалось, и Локас отправился домой, полный праведной жажды справедливости. По пути он размышлял, что скорее всего это кассирша кому-то оказала услугу, ну, своим родственникам, обменяв рваные деньги на нерваные и подсунув ему, пожилому недотепе, но потом он решил, что клееные пятисотки в количестве двух штук могла положить в конверт его родная, но, увы, крайне рассеянная сестра. Им ведь там все равно - что клееные, что неклееные. Вечером, после полуночи, когда тариф подешевле, он позвонил ей, рассказал о проблемах, которых в Европе, естественно, нет и не может быть. - Что ты! - ответила сестра - Я тебе положила новые. Я ведь знаю, как у вас на счет этого щепетильны… - А ты не можешь мне перевести еще раз тысячу евро? - сказал Локас. - А эти бумажки я тебе верну, когда приедешь - вам ведь в Европе все равно. Сестра замялась, потом сказала: - Я сейчас поговорю с мужем и тебе перезвоню. Муж у родной сестры Локаса был немецкий бизнесмен, почему сестра и жила много лучше Локаса - в отдельном загородном доме, с участком, бассейном и тремя собаками, одной для дома и двумя для охраны территории. Не говоря о машинах… Спустя некоторое время сестра позвонила и сказала: - Муж возмущен этими вашими правилами. Он говорит, что это безобразие. Нигде в мире такого нет. Валюта есть валюта, как бы она ни выглядела. В банке ее обязаны принимать. Прислать еще сейчас мы не можем - В Сбербанке уверяют, что они мне дали нерваные деньги. - Они могут уверять в чем угодно. - Они говорят, что обменять можно в центральном офисе, но я потеряю сто евро. А у меня все расписано. - Все равно сейчас мы тебе больше не можем помочь, - говорит сестра. - Пусть тебе обменяют, хоть и с потерей 100 евро. Не такие уж это большие деньги. На том разговор и закончился, и тут Локаса пронзило: - Если Сбербанк ни при чем и если сестра ни при чем, значит… значит, это ее подруга при чем, будь она неладна. Это она сунула свой нос в конверт, поменяла свои плохие бумажки на хорошие и заклеила. Локаса еще удивило, как холодно она с ним обошлась в этот раз при встрече - сунула конверт и убежала, ни слова о сестрице, о том как провела время - чует кошка, чье мясо съела… Решила свои проблемы за его счет. Но что теперь? - звонит ей, выводить на ее чистую воду? Где доказательства? Нет доказательств. А он, лох и лопух в последней инстанции, и за это ему наказание в 100 евро… Еще дешево отделался. Наверное, сестра сейчас тоже подумала на подругу. Так той и надо… Но все равно ничего не остается, кроме как ехать на Красного Текстильшика, дом 2. Ночь прошла в расстройстве и частичной бессоннице. А поутру Локас взял обе бумажки, внимательно, под лупой, рассмотрел их и аккуратно, почти не дыша, отклеил липкую ленту. Он боялся, что лента сдерет красочный слой с купюры, но она отклеилась чисто, без чужих ингредиентов. Затем Локас достал клей ПВА, про который было написано, что он не оставляет следов, размешал хорошенько, взял тонюсенькую кисточку, нанес нитяной слой на разрывы и склеил там и тут, после чего положил обе купюры в один из самых толстых словарей. Позавтракав, он направился уже не в "Энергомаш-", а в "Констанс-банк", прямо у метро, в подвальном помещении, где в то утро курс был просто замечательный, даже на пять копеек выше самого высокого предыдущего. У него приняли обе банкноты, проверили, пощупали, и хоть Локас в момент проверки слегка вспотел, но оказалось, что совершенно напрасно, потому что на сей раз никаких претензий к купюрам не было. Остается только добавить, что вскоре Локас стал счастливым обладателем новенькой иномарки. Как и планировал.
|
А ведь и правда - 100-летие со дня смерти великого русского писателя официально не отмечали. Фильмы? Где новая "Анна Каренина"? Я видел только "Последнее воскресение" англичанина Майкла Хоффмана на "Закрытом показе" Гордона по Первому каналу. Вот аннотация:. Захватывающая история о последнем годе жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Прожив долгую жизнь, устав от недопонимания и отчужденности в семье, в ночь на 28 октября 1910 года, в пятом часу утра Лев Николаевич Толстой с тридцатью девятью рублями в кармане тайно уходит из дома. Простудившись по дороге, он заболевает воспалением легких и находит последний приют в домике станционного смотрителя на заброшенной станции Астапово... По две номинации на "Оскар-2010" и "Золотой Глобус-2010". Вот один из материалов того, юбилейного, 2010 года на тему отлучения Толстого от РПЦ. Лев Толстой стал нежелательным лицом в России после троекратного признания его экстремистом На Западе обратили внимание на то, что русский писатель Лев Толстой стал сейчас в России «неличностью» по Орвеллу (nonperson). Упоминание, где-либо его имени в настоящее время является признаком политнекорректности. Московский корреспондент лондонской газеты Daily Telegrap Эндру Осборн в репортаже из Москвы указывает, что Россию сейчас обвиняют в том, что отказалась от своего литературного прошлого в отношении выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого, так как игнорирует 100-летнюю годовщину со дня его смерти. «Подобные обвинения начались после того, как выяснилось, что у Кремля нет планов отметить столетие со дня смерти Толстого. Кроме того, фильм «Анна Каренина» так и не нашел дистрибьюторов», — передает западный корреспондент. «Кремль хранит ледяное молчание о годовщине», поражается английский журналист и продолжает: «Директор фильма с участием русских актеров заявил по «Эху Москвы», что дистрибьюторы отказываются брать картину в прокат. «Я этого не понимаю», указал директор. Эндру Осборн отмечает, что даже такие далекие страны, как Куба и Мексика уже организовали фестивали, посвященные творчеству писателя, а в Германии и США публикуются произведения Толстого в новых переводах. «Дэйм Хелен Миррен и Кристофер Пламмер были номинированы на Оскар за их главную роль в англоязычном фильме «Последняя станция» (The Last Station), в котором рассказывается о двух последних годах жизни Толстого. В прошлом месяце фильм вышел на экраны Британии», передает Эндру Осборн в своем репортаже из Москвы. Напомним, что в конце января 2010 года стало известно, что решением суда в Ростовской области от 11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 г. рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского р-на Тульской обл., был признан экстремистом в ходе одного антиэкстремистского процесса в Таганроге. В интернете выложено заключение экспертизы, которая засвидетельствовала экстремистский характер мировоззрения Льва Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и/или ненависть по признакам статьи 282 УК РФ, в частности в следующем высказывании: «Я убедился, что учение [русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения». Суд постановил, что данное высказывание Льва Толстого формирует негативное отношение к русской православной церкви (РПЦ), и на этом основании статья, содержащая данное высказывание, была признана одним из экстремистских материалов». Отметим, что Толстой является не просто экстремистом, а экстремистом-рецедивистом. В 1901 году Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 г. рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского р-на Тульской обл., уже был официально осужден за крамольные мысли в отношении РПЦ, отлучен от церкви и предан анафеме. Кроме того, царские, а затем большевистские и нынешние демократические власти России до сих пор тщательно скрывает факт принятия Львом Толстым на закате своей жизни Ислама. В постановлении русского церковного суда от 20 февраля 1901 года говорится: «В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми». ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ по комиссионной комплексной судебной экспертизе по гражданскому делу № 3–35/08 по заявлению Прокурора Ростовской области, легшее в основу решения русского областного суда от 11 сентября 2010 года, можно прочитать по этой ссылке . Между тем буквально на днях Лев Толстой был признан в России по суду экстремистом уже в третий раз. 18 марта 2010 года в Кировском суде г. Екатеринбурга на одном из многочисленных антиэкстремистских процессов, которые сейчас происходят по всей России, эксперт по экстремизму Павел Суслонов веско засвидетельствовал : «В листовках Льва Толстого «Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке», направленных к солдатам, фельдфебелям и офицерскому составу, содержатся прямые призывы к разжиганию межрелигиозной розни, направленные против православной церкви». См. http://forum.prokopievsk.ru/showthread.php?t=17583 Далее... Я не поленился - нашел и прочел «Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке». Вот текст Предисловия ПРЕДИСЛОВИЕ К «СОЛДАТСКОЙ ПАМЯТКЕ» И «ОФИЦЕРСКОЙ ПАМЯТКЕ»
Всякий мыслящий человек нашего времени не может не видеть, что из того тяжелого и угрожающего положения, в котором мы находимся, есть только два выхода: первый, хотя и очень трудный — кровавая революция, второй — признание правительствами их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого, или, как у нас, возвращаться к древнему, — поняв направление пути, по которому движется и человечество, вести по нем свои народы.
Я попытался указать на этот путь в двух письмах, написанных мною к Николаю II.
Первое было написано в период самых напряженных волнений 1900—1901 гг., второе я писал теперь, в начале января. Но, к сожалению, мысли, выраженные мною в первом письме, были приняты как легкомысленная мечта не знающего жизни и глубокомысленной науки государственного управления фантазера.
В последнем письме я говорил о том, что, кроме предоставления народу возможности свободного религиозного движения и такого же свободного движения мысли, по моему мнению, единственный путь к разрешению социального вопроса у нас в России состоит в уничтожении права собственности земли (что уничтожение это возможно переводом всех податей на землю, прекрасно изложено и разработано Генри Джорджем и его последователями). Очень может быть, что я ошибаюсь, — вопрос этот касается всех и потому должен быть разрешен всеми, — одно несомненно, что дело правительства не заботиться только о том, чтобы не изменилось его положение, а смело взять центральную идею прогресса и всеми силами, которыми оно обладает, проводить ее в жизнь. Только тогда правительства получат в наше время какой-нибудь смысл и перестанут быть предметами ненависти, отвращения и презрения всех тех людей, которые или не пользуются их привилегиями, или не понимают значения правительственной деятельности. А такие люди теперь почти все.
Я сделал попытку во втором письме открыть глаза русскому государю на то, что он делает и что его ожидает. Но до сих пор у меня нет данных надеяться на то, что попытка эта не только достигла своей цели, но и была бы принята сколько-нибудь во внимание. И потому в виду неизбежности первого выхода, т. е. революции, предоставляю к распространению теперь эти две памятки, надеясь на то, что мысли, содержащиеся в них, уменьшат братоубийственную бойню, к которой ведут теперь правительства свои народы.
Гаспра. 11 февраля 1902 г. В самих же памятках заглавная тема: НЕ УБИЙ. СЛЕДУЙ ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЗАВЕТАМ. Никакого экстремизма, даже намека на него, я там не нашел.
Не верите? Прочтите сами.
Вот адрес: http://dymovskiy.name/archives/1953
Может быть, это экстремизм?
Кроме того в прежние времена, если войска и употреблялись против людей из народа, то те, против кого они употреблялись, были, или по крайней мере считались, злодеями, готовыми убивать и разорять мирных жителей, и поэтому для общего блага полагалось нужным уничтожать их. Теперь же все знают, что те, против кого высылаются войска, большей частью смирные, трудолюбивые люди, желающие только беспрепятственно пользоваться плодами своих трудов. Так что главное и постоянное употребление войск в наше время состоит уже не в воображаемой защите от неверных и вообще внешних врагов и не от злодеев бунтовщиков, врагов внутренних, а в том, чтобы убивать своих безоружных братьев, которые вовсе не злодеи, а смирные, трудолюбивые л
...
Читать дальше »
|
Под вечер в метро ко мне стремительно приблизилась женщина с рюкзаком на плече и спросила: «Поэзией интересуетесь? - и через минипаузу уточнила, - профессионально...» «Не интересуюсь», - наступив на горло собственной песне, соврал я, и женщина устремилась дальше. Было ей от тридцати до сорока, короткая стрижка, джинсы, куртейка... остальное я не успел разглядеть, да и не собирался. Хотя ее историю легко мог себе представить. Она пишет стихи. То есть не только пишет, но и издает. Вот издала свою книжку, которая никому не нужна, и бегает теперь с рюкзаком этих книжек по закоулкам с надежой продать. Но никто не покупает. Или — единицы. Я ее понимаю. Я и сам такой - в том смысле, что тоже пишу и издаю. Книжку стихов я издал за свой счет. Было это в 2001 году. Помню, что заплатил за тираж в 100 экземпляров 4 тысячи рублей. В магазине издательства «Геликон плюс» ее можно было купить еще в прошлом году. Хотя я отдал им всего 30 экземпляров. Рейтинг продаж — три книжки в год... Остальное я раздарил (остатки — у меня дома). Деньги мне безвозмездно дал покойный Саша Афанасьев, муж моей старшей дочери. Он был хорошим журналистом, а в последние годы начальником пресс-службы губернатора Яковлева. Эта работа его и сгубила — Саша сгорел в политических интригах между Яковлевым и Путиным. Впрочем, я об этом уже писал. Даже нельзя сказать, что я слишком уж покривил душой, ответив, что поэзией не интересуюсь. Интересуюсь, но в основном своей собственной. Правда, в последние года два я, кажется, не написал ни одной поэтической строчки. Поэзии нынче много. Почти на любом сайте. Десятки тысяч поэтов и далеко не все графоманы. Есть даже очень ничего. Общий уровень поэтического мастерства несомненно вырос. Тысячи пишут очень даже неплохо. Дело за малым — за своим собственным миром, который был бы интересен другим. Открываю популярный интернет-журнал Сетевая Словесность - как правило хорошие, зрелые стихи, мысли, образы. И авторы не поэты, а всякие там инженеры, менеджеры, математики, геологи и программисты. Никто не считает себя поэтом, но вот пишут. Поэт как звание и призвание … это все осталось в доперестройке, в СССР, когда на выступления поэтов ходили как за откровением, как за исповедью... Был и я на одном таком вечере поэзии одного поэта — выступал Андрей Вознесенский. Полный Спортивно-концертный комплекс, что на Петроградской, где обычно собираются на хоккей. Эти времена навсегда прошли. Я пытался издать книгу своих стихов в советское время. Увы... несмотря на положительные рецензии. Об этом рассказ «Рифменное ожидание». У поэта Валерия Прохватилова, рекомендовавшего меня к печати, книжка пролежала в издательстве 15 лет... Валера спился и погиб. Если бы я ответил, что интересуюсь поэзий, эта женщина вынула бы из рюкзака свою книжицу в тонкой обложке и предложила бы купить за 50 рублей, или за 100 или за 20. Денег не жалко Жалко всей этой жалкой ситуации. Несколько мешков тонких книжечек советских поэтов я отвез на дачу своей старшей дочери — там было место. Когда-то я все это покупал, читал. Теперь почти не читаю, даже признанных советских мэтров-шестидесятников. Стихи Ахмадулиной мне кажутся эдаким макраме, стихи Евтушенко попсой, стихи Вознесенского выпендрежем... В том поэтическом шуме различаю лишь голоса Кушнера, Чухонцева... Кого еще?
Кончилось это время...
Но остались Пушкин, Тютчев, Бунин, Блок, Мандельштам, Пастернак...
|
Я велел себе больше не откликаться на злободневное, в том числе на чудо с дорогими ($30 000) часами на левом запястье Патриарха и пылью на 20 млн. рублей "с наночастицами" в одной из его квартир. Но я не могу заставить себя не читать чужие отклики. А их много и они разнообразны. Одни меня радуют, другие огорчают. Общество размышляет и оценивает - это здорово! Общество, во всяком случае его мыслящая часть, поляризуется в оценках происходящего, и это, конечно, не очень здорово… Это гражданская война в умах одной отдельно взятой страны, которую я не перестаю считать своей родиной. Тенденция сближения РПЦ с нынешней властью мне не нравится, во-первых, потому, что мы покамест еще остаемся светским государством, а во-вторых, потому… Вот уже задаются вопросы - может ли быть президентом России атеист и имеют ли право атеисты занимать государственные посты? Это какой-то инновационный бред. В советские времена все было с точностью до наоборот - коммуниста (а коммунистами были все чиновники), заглянувшего в церковь, тем более помолившегося, могли исключить из партии… Но я конкретно о Pussi Riot. Я, как и вполне толковый чиновник от культуры господин Швыдкой, считаю что "девчонок надо отпустить. Они свое уже получили". А вот мнение, которое я нашел в одном из ЖЖ. Автор этого мнения владеет, как мне показалось, даром анализа. Интересны и его выводы. Ваше право соглашаться с ними или нет.
"Явная цель акции PR - проблематизировать отношения государственной власти и православной церкви, и нигде кроме как в ХХС это не могло бы быть сделано столь эффективно. И в этом политическое значение акции PR, которое как раз "церковные спикеры" и стараются замолчать, ибо оно разрушительно для всей идеологии РПЦ МП.
Что сказали PR? Что в России нет сколь-либо заметной и влиятельной группы людей, которые могли бы молиться: "Богородица Путина прогони!" Т.е. нет протестно-ангажированного христианского движения. Ну, РПЦ действительно превратилась в один из институтов путинизма, отсюда её растущий консерватизм. И недавние критические оценки ирерахов по поводу разных явлений мирового искусства (в Новосибирске митрополит осудил выставку эротических гравюр Пикассо, Чаплин высказался по поводу Моцарта и т.д.) - это логические необходимая часть общей работы на снижение вкуса и упрощение (редукцию) культурного разнообразия, логическое следствие апелляций Путина к простому народу vs. "рассерженных горожан" этой предвыборной зимой. Итак, РПЦ МП - это центр культурной политики путинизма. Её функция - легитимация культурной политики путинизма. Но (нерешаемая?) проблема в том, что для эффективно исполнения этой функции, РПЦ МП должна была приватизировать сакральное. Т.е. любое легитимное обращение к Богу или тем более действие во имя Бога должно было и тем более - должно будет совершаться с санкции иерархов РПЦ МП. (Отсюда, с одной стороны, ожесточённая борьба с "сектами", с другой - классовый мир с мусульманами). В результате, превращая вероисповедание в корпоративный бизнес, РПЦ делает религиозность чисто формальным ритуалом, при котором для "добропорядочных" подданных оказывается важно казаться верующим , но опасно "быть" верующим. С другой стороны, РПЦ тем самым теряет какую либо моральную автономию по отношению к государству, и оказывается вынужденной "задним числом" благословлять/легитимировать общественные отношения, этим путинизмом поддерживаемые и оформляемые. Т.е. некий условный митрополит не может выступить против каких-либо инициатив губернатора, даже если знает, что губернатор -бандит (в прямом смысле слова) и уж точно не тот человек, которого надо благословлять - он вынужден награждать его церковными наградами и публично славословить. Но сам духовный авторитет церкви порождается этим зазором между властью земной и властью духовной; как только они объединятся на основе корпоративной солидарности, какие-либо морально-нравственные суждения иерархов становятся сверхдетерминированны. Именно исключительно удачно сформулированный призыв "Богородица Путина прогони" - это отсылка к некой высшей справедливости, инстанцией которой РПЦ МП уже не является. И антиPR истерия - это именно истерия, т.е. истерическое проговаривание одних и тех же утверждений, которые превратились в означающие без означаемых. Их действительное и непристойное означаемое - это принципиальное согласие с миропорядком бутылки в заднице, т.е. с путинизмом. Проговорить это согласие РПЦ МП не может (хотя Чаплин ищет способы его артикулировать - отсюда недавние рассуждения о том, что Христос не с бедными, в общем-то, общался, кто следит за темой -тот помнит...) -оно непристойно. Итак, в начале 2012 года "дело Pussy Riot" неожиданно фокусирует проблему ценностных оснований культурной политики путинизма, воплощаемых РПЦ МП, при этом хронологическое совпадение (Жижек бы сказал - констелляция) этого дела со скандалом вокруг Патриарха Кирилла (который вдруг выявил себя уголовником) - это какая-то не понятная нам пока, в начале апреля, хитрость Мирового Духа. Может быть, Мировой Дух просто не хочет, чтобы мы заболтали то, что сказано "пусками", и подбрасывает дровишек в огонь, чтобы этот протестный костерок наконец разгорелся (да, это отсылка к Лк.12:49). Полностью здесь: http://mnemtsev.livejournal.com/361143.html
| « 1 2 ... 52 53 54 55 56 ... 70 71 » |